Знак судьбы

28  января  известному  режиссеру  народному  артисту  Беларуси  Михаилу  Пташуку  исполнилось  бы  65

28  января  известному  режиссеру  народному  артисту  Беларуси  Михаилу  Пташуку  исполнилось  бы  65 

Говоря о себе, он обязательно уточнял: я родом из театральной деревни. И, заметив удивление в глазах собеседника, с удовольствием начинал рассказывать о своих родных Федюках, что на Полесье, на Ляховщине. Театральной деревню прозвали потому, что когда-то ни один праздник, другое какое важное событие не обходились здесь без премьерной (каждый раз с новой труппой!) постановки сельчанами легендарной купаловской «Павлинки». Наверное, с нее да еще, пожалуй, со школьного драмкружка, где ему поручали декламировать стихи, и началось знакомство будущего режиссера Михаила Пташука с искусством театра. А еще время от времени в Федюках крутили кино. И киномеханик разрешал тому из пацанов, кто первым принесет ему «дзяружак», чтобы завесить окна в «зале», посмотреть картину дважды — утром и вечером. Мог ли кто тогда подумать, что для одного из них, шустрого рыжего Мишки Пташука, который нередко засыпал на вечерних сеансах, именно кино станет делом всей жизни. 

Молодым человеком он отправился в Москву и сразу же поступил на режиссерский факультет в престижнейшее Щукинское театральное училище, к знаменитому мастеру Борису Захаве. Написал об этом матери и… надолго пропал. «Твой Мiшка, вiдаць, недзе па кiшэнях у той Маскве лазiць», — говорили односельчане Марии Семеновне. И полетело из Федюков в Москву, к Захаве, тревожное материнское письмо — учится ли у вас мой сын? Ответ пришел быстро. Оказалось, учится замечательно и большие надежды подает. 

 На Высших режиссерских курсах Госкино СССР с педагогом ему  тоже повезло. Михаил Пташук учился у знаменитого Георгия Данелии, и тоже был в числе лучших. Ему, единственному из всего своего курса, мастер доверил в 1973 году снять дипломную работу в «полном метре». Так появилась картина «Про Витю, Машу и морскую пехоту», которая сразу же получила Гран-при на престижном международном кинофестивале в Барселоне. Кстати, в ней свою первую роль в кино сыграл тогда еще студент ГИТИСа Александр Абдулов. 

После громкого режиссерского дебюта у Пташука была возможность остаться в Москве, но он вернулся в Минск. Потому что здесь, на «Беларусьфильме», работал его хороший друг Виктор Туров, потому что в Федюках оставалась одна его больная мама. «Своим возвращением я продлил ей жизнь», — говорил Михаил Николаевич. Из деревни он заберет ее к себе в Минск, будет лечить, постоянно чувствуя  сыновний долг — помогать. Ведь оставшись вдовой в 26 лет, мать воспитывала его одна, всю жизнь тяжело работая, растила и учила. 

Еще одна главная женщина в его жизни — жена Лилия. Они познакомились в Астрахани, куда Михаил Пташук приехал из Москвы на стажировку (после окончания Щуки он начинал как режиссер театра). Ему было 22, ей — 15. Он влюбился с первого взгляда, раз и навсегда. Предложил избраннице руку и сердце, но безрезультатно. Мама Лилии справедливо считала, что под венец дочери рановато. Сама Лилия замуж тоже не торопилась, у нее было масса занятий поинтересней: музыка, художественная гимнастика, пробы пера в газетах, да и жених казался ей, школьнице, староватым. Но не таков был Пташук, чтобы отступиться. Как вспоминает Лилия Михайловна, настойчивость проявил неимоверную и все-таки покорил сердце астраханской красавицы. Поженились, когда ей исполнилось 18.  Женился Пташук тоже раз и навсегда. А через два года в молодой семье родилась дочь Лика — будущая мама Михаила Пташука-младшего, внука Михаила Николаевича, названного в его честь… 

Первой работой Михаила Пташука, снятой на «Беларусьфильме», стала картина «Лесные качели» с Олегом Ефремовым в главной роли. За ней последовал пятисерийный телефильм «Время выбрало нас».  Потом — знаменитые экранизации белорусской классики «Возьму твою боль» Ивана Шамякина, «Черный замок Ольшанский» Владимира Короткевича, «Знак беды» Василя Быкова. Спустя еще пару лет — «Наш бронепоезд», «Кооператив Политбюро», «Игра воображения», «В августе 44-го…». В каждом из них с Пташуком работали замечательные актеры — Михаил Ульянов, Алексей Петренко, Нина Русланова, Любовь Полищук, Владимир Гостюхин, Стефания Станюта, Игорь Косталевский, Александр Филиппенко, Геннадий Гарбук, Евгений Миронов, Александр Балуев… Причем сниматься соглашались без долгих уговоров, часто даже не читая сценарий. Знали, если предлагает Пташук, то роль будет стоящая. 

Последнюю свою картину «Песня Розы» Михаил Пташук снял по заказу Голливуда. Следующим должен был стать фильм «Авианосец» по сценарию Анатолия Усова, того самого, с которым они когда-то сделали успешный дебют — «Про Витю, Машу и морскую пехоту». 

Задуманному не пришлось осуществиться. Михаил Пташук погиб в автокатастрофе в Москве, куда приехал на кинофестиваль, где на премию «Ника» номинировался его фильм «В августе 44-го…». 

Жизнь режиссера оборвалась 26 апреля 2002 года, в годовщину чернобыльской трагедии. Его близкие видят в этом определенный знак судьбы. Ведь много лет Михаил Пташук вынашивал идею создать фильм о Чернобыле, эту тему считал супернациональной, способной произвести фурор на киноэкране любой страны. 

На снимке: с актерами Евгением МИРОНОВЫМ и Беатой ТЫШКЕВИЧ на съемках фильма «В августе 44-го...».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter