Помню, у бабушки была швейная машина Singer, на которой она обшивала всю семью. И нарадоваться не могла, хотя такого словосочетания «хваленое немецкое качество» отродясь не ведала.
Прошел XX век, наступил XXI, новый общественный строй сменился старым. И то ли не перед кем стало качеством хвастаться, то ли захотелось еще больше денег, но от «вечных швейных машинок» потребителя стали повсеместно отучать. Вплоть до «купи машину, через пару лет продай и купи новую». Не потому, что это так теперь модно, а просто через 3 года она как раз и начнет сыпаться. Вся, от ручек до двигателя. На одних запчастях можно разориться. Хотя и — да, это теперь модно, будь в тренде.
Поэтому одной рукой делая производство все более «одноразовым», другим глазом пришлось и за качеством все же посматривать: потеряешь имидж — потеряешь деньги. Но опять же, начнешь делать как следует — и тоже деньги теряешь. Как быть?
Когда бабушка меня посылала в магазин за сметаной, которую наливали черпаком из больших фляг в бидончики, то старалась это сделать аккурат к ее привозу. Потому что все знали: для увеличения объемов продаж высококачественной (реально хорошей, ложка стояла!) сметаны ее можно разбавить не менее высококачественным молоком. К концу дня. Так вы что, думали, это только в Советском Союзе такое изобрели?
Дизель тоже можно разбавлять, но тогда есть риск, что двигатель «подавится». Но можно подделать на заводском уровне анализы выхлопов — и вы снова будете «иметь качество по приемлемой цене». Оптимизированной, так сказать. И, похоже, теперь уже инженерно–технологический подход прошлого века окончательно сменился рыночно ориентированным века наступившего.
И бабушкина швейная машина Singer, которая еще работает, если что! — это, пожалуй, все, что осталось на память от «хваленого немецкого качества».
mukovoz@sb.by