«Знак беды» стал знаком судьбы

В Барановичском районе хотят создать музей Пташука

Михаил Пташук даже представить не мог, что в его родных местах когда-нибудь откроют музей

Накануне Международного дня музеев в Нижнечерниховской базовой школе, что в Барановичском районе, открылась экспозиция, посвященная творчеству режиссера Михаила Пташука. Место выбрано не случайно. Почти двадцать пять лет назад на близлежащем хуторе он снял фильм «Знак беды» по одноименной повести Василя Быкова. Увековечить это событие предложил директор школы Олег Легун. Идею с энтузиазмом поддержала вдова режиссера Лилия Пташук, любезно предоставившая фотографии и другие предметы. Особой благодарности заслуживают руководители местного колхоза и Барановичского района, которые из маленькой экспозиции обещали сделать настоящий музей Михаила Пташука. А сейчас слово людям, напрямую причастным к съемкам фильма.

Лев ОЛИФЕРКО, в 80-е годы председатель экспериментальной базы «Вольно-Чернихово»:

— С Мишей мы познакомились, когда он был еще мальчишкой. В 70-е годы я работал председателем колхоза «Октябрь» в Ляховичском районе, в котором звеньевой полеводов трудилась мама Пташука. Кстати, один из эпизодов в фильме «Возьму твою боль» он снимал в моем кабинете. Тогда-то мы с ним и подружились. Помню, как холодным ноябрьским днем 1984 года ко мне в Вольно зашли несколько человек. Миша с ходу попросил налить им по сто граммов, чтобы согреться. Я поинтересовался, где они так замерзли? Пташук сказал, что они уже вторую неделю по всей Беларуси ищут натуру для съемок нового фильма «Знак беды». Спросил, что именно надо? Миша сказал: «Нужен старый хутор. Но главное – огромная гора возле него». Я тут же посадил их в свою машину, и мы поехали к деревне Бартники. Увидев хутор и «Галгофу», они облегченно вздохнули: «Тут и будем снимать!»

Геннадий ГАРБУК, народный артист Беларуси, исполнитель главной роли:

— Съемки в фильме «Знак беды» — одни из самых счастливых дней в моей жизни. Я буду благодарен Мише за эту роль до своих последних дней. Она мне очень много дала для профессионального роста. Хотя Пташук не сразу согласился меня взять. Боялся ошибиться в выборе главных героев. Я три раза пробовался. У меня были еще два конкурента из России. Объясню, почему режиссер сомневался во мне. У Быкова Пятрок очень медлительный человек. А Пташук с ходу заявил, что мой персонаж должен крутиться, как уж на сковородке. Я предложил режиссеру переговорить по этому поводу с автором. И Быков согласился.

С Мишей работалось и радостно, и трудно. Он очень требовательный человек. Сам никогда не ленился и другим не позволял. За что мы и получили три высшие награды на югославском кинофестивале. Приятно было узнать, что в Лондонском музее кино и искусства «Знак беды» входит в десятку лучших фильмов о войне! Пташук это заслужил своим каторжным трудом.

Татьяна ЛОГИНОВА, главный оператор фильма «Знак беды»:

— Геннадий прав: мы спорили, ругались. А как без этого? Нина Русланова, сыгравшая Степаниду, очень талантливая, но своенравная актриса. Чуть что не так, она вмиг вспыхивала, могла уехать со съемочной площадки. Проблем хватало, и не только в организационном плане. Помню, как должны были снимать эпизод с лошадью, которая после нескольких шагов должна упасть. Нашли старую лошадь, сделали ей укол. «Внимание! Мотор!» — кричит Миша. А лошадь даже не дергается. Тогда ведь снимали на пленку, каждый метр которой был на вес золота. И так несколько раз. Мучались часа три. Запомню на всю жизнь.

Хутор в Барановичском районе — очень удачное место для съемок. Это главное. Мы, конечно, могли сами построить места, описанные Быковым, но Миша хотел снимать в своих родных местах или близко от них. Так и получилось. Он тогда и подумать не мог, что здесь когда-то появится музей. Светлая ему память…

На снимке: во время открытия музея.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter