Змей–горючее

Контролеры не позволяют фальшивому бензину растечься по стране
Контролеры не позволяют фальшивому бензину растечься по стране

Лето, как известно, не только традиционный сезон отпусков, но и самая горячая пора для заядлых автолюбителей. Машина в это время используется особенно активно — начиная с «челночных» перемещений по устоявшемуся маршруту дом–работа–дом и заканчивая дальними «переходами» к морскому побережью. Поэтому с наступлением жарких дней все водители так же часто, как и прохладительными напитками с мороженым, вынуждены «затариваться» бензином на заправках. Хорошо, если АЗС — давно знакомая и неоднократно проверенная на двигателе собственного авто. А ведь бывают ситуации, когда заправляться приходится срочно, на свой страх и риск, причем из колонки, принадлежащей отнюдь не лидеру среди нефтяных брэндов. И вот тогда нередко вырисовывается удручающая картинка: автомобиль внезапно начинает чихать, кашлять, брыкаться, а дым из выхлопной трубы приобретает радикальный мазутный оттенок. Причина подобной метаморфозы в особом исследовании не нуждается: в бак залит «паленый» бензин. В итоге вы глохнете на полпути и какой–нибудь доброхот тянет вас на буксире чистить карбюратор или, что хуже, менять катализатор. Ну а если ездить на суррогатном топливе даже с небольшой периодичностью, неизбежно столкнетесь с нагаром в топливной системе, забитым бензонасосом, коррозией металлических и разрушением резиновых деталей и т.д.

Впрочем, потеря «железа» при использовании некачественного бензина — еще полбеды по сравнению с ущербом для собственного здоровья. Дело в том, что технология изготовления фальшивого топлива чаще всего несложная. В России, например, у бензиновых бутлегеров популярна такая схема. На каком–нибудь нефтеперерабатывающем предприятии приобретается так называемый прямогонный бензин с октановым числом до 66 — 67. Стоит он значительно дешевле высокооктанового, поэтому им и запрещено торговать на автозаправках. Затем в этот самый «прямогон» добавляется какая–нибудь повышающая октановое число, но при этом копеечная присадка — например, гидростабилизирующий пироконденсат. И в итоге получается псевдо–92–й или 95–й бензин, содержащий множество изнашивающих автомобиль примесей. В таком топливе из–за пироконденсата оказывается недопустимая концентрация ядовитого бензола, вдыхание паров которого провоцирует возникновение и развитие целого ряда заболеваний, в том числе, допустим, лейкемии...

Таким образом, как видим, проблема торговли поддельным бензином является не только криминальной, но и социальной. И ее острота определяется исключительно масштабами распространения. В соседней России, допустим, как утверждают специалисты, суррогатный бензин составляет от 20 до 35 процентов объема топливного рынка в целом. А какова ситуация у нас?

Начальник управления контроля топливно–энергетического комплекса Комитета госконтроля Виктор Кудин считает, что «продажа фальсифицированного топлива на АЗС сейчас встречается гораздо реже, чем в предыдущие годы. Об этом свидетельствуют и проверки Комитета госконтроля, и постоянно проводимый нами мониторинг ситуации с качеством топлива, реализуемого в розницу через сеть автозаправок...» Например, в прошлом году КГК только в Минске была проверена 21 автозаправочная станция, на 7 из которых продавали поддельный бензин, не соответствовавший ГОСТу или техническим условиям. В частности, на некоторых АЗС содержание в бензине ядовитого (для человека) бензола превышало допустимую норму в 5 и более раз. Впоследствии эксперты определили, что бензин был разбавлен пироконденсатом, в состав которого входило до 40 процентов бензола.

А в первом полугодии нынешнего года в столице и ее окрестностях была выявлена пока только одна АЗС, рискнувшая заниматься сомнительной торговлей. Владельцем этой заправочной станции является фирма «Сервисный центр «Веста». Нарушение все то же: повышенное содержание бензола в топливе. Скажем, в популярном АИ–92 вместо предусмотренных техническими условиями 3 процентов концентрация бензола превысила норму более чем в 3 раза — 10,7 процента. К моменту проверки АЗС сотрудниками Комитета госконтроля таким некачественным и опасным для здоровья горючим заправились водители около 150 автомобилей. Сейчас, по словам Виктора Кудина, «департаментом финансовых расследований КГК проводятся оперативно–розыскные мероприятия в отношении минского предпринимателя, который продал фальсифицированный бензин минскому ЧУП «БеллатриксСервис», впоследствии поставившему это топливо «Весте». Вот такая выстроилась цепочка продавцов российских нефтепродуктов. Так что сейчас наша цель — установить и устранить пути и способы поставки суррогатного топлива в республику».

Конечно, нельзя полностью исключить, что «Веста» оказалась жертвой недобросовестного посредника. Но от ответственности ее это все равно не освобождает. Ведь по закону продавец перед началом реализации бензина потребителям обязан провести экспертизу нефтепродуктов по всем параметрам качества, включая концентрацию бензола в топливе. А раз уж «Веста» положенную экспертизу не сделала, то по результатам проверки к ней будут применены экономические санкции и поставлен вопрос об аннулировании лицензии, выданной этому предприятию на оптовую и розничную торговлю.

Вообще, в прошлом году на основании материалов проверок концерн «Белнефтехим» аннулировал лицензии на оптовую и розничную торговлю у 5 коммерческих фирм. Кроме того, к этим предприятиям были применены экономические санкции на общую сумму около 140 миллионов рублей. Чаще всего контролерам приходится сталкиваться с топливом, которое не соответствует предъявляемым требованиям к процентному содержанию бензола. Причем, как правило, фальшивый бензин оказывается российского производства, а закупают его наши частные фирмы у всевозможных посредников.

Прямо скажем, подобное «сотрудничество» небезопасно прежде всего для потребителей. Ведь, по данным департамента министерства промышленности и энергетики России, в 2004 году производство прямогонного бензина у наших соседей составило 10,8 миллиона тонн, из них 1,8 миллиона ушло на производство суррогатного бензина. Из этого количества в итоге можно получить 5 — 6 миллионов тонн некачественного горючего. И это притом, что всего в прошлом году в России было произведено чуть более 30 миллионов тонн бензина всех марок.

Конечно, можно предположить, что отнюдь не весь «левый» бензин растворился исключительно на российском рынке. Риск просачивания «фальшака» на белорусские бензозаправки тоже существует. Благо бдительность наших контролирующих ведомств не позволяет ручейку суррогатного горючего превратиться в пугающую реку...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter