Змеиный царь

Змея является одним из ключевых персонажей в системе народных представлений о животном мире, фокусирующим в себе все характерные особенности пресмыкающихся. Комплекс представлений о змее пронизан двойственностью ее характеристик: сочетанием мужской и женской, водной и огненной символики, отрицательного и положительного начал. Змея объединяет в себе полезные и вредоносные свойства, она одновременно ядовита и целебна; источник зла, который в то же время наделяет человека чудесными способностями и имеет покровительственные функции.

Эти представления вызвали появление двух противопоставленных друг другу змеиных персонажей — мужского, воплощающего в себе положительное начало (уж-покровитель), и женского, отрицательного — змея-вредительница.
Змее соответствует ряд предметных символов. Это длинные, чаще всего гибкие предметы: нитка, веревка, бусы, волосы, ветка, палка, веретено, пастушья свирель. Мужская символика проявляется в народных толкованиях снов, где уж выступает в качестве мужа, жениха, поклонника, а также в сказочном образе царевича-змея. Женская ипостась змеи отражена в южнославянских поверьях о превращении змеи в девушку, в сербской легенде о происхождении носатой гадюки из девушки Марии, в русской поговорке: “Злая жена — та же змея”.
Нечистая, “дьявольская” природа змеи в известной мере обусловлена библейско-христианским взглядом на нее как на воплощение нечистой силы. Белорусы-полешуки считали, что змеи произошли от ангела, сброшенного Богом с небес на землю.
В народных представлениях змея связывалась также с различными стихиями: водой, грозой, ветром. У южных славян широко распространены рассказы о крылатых змеях, обитающих в озерах. Вода из источника, в котором живет змея, считалась целебной. Одни украинские поверья отождествляют ветер со змеей, которая превращается в летающего змея, а другие связывают появление вихря и бури со змеей, у которой выросли крылья.
Наши предки верили, что у змей есть свой царь или царица. Это змея с отличительным знаком на голове: короной, драгоценным камнем, перстнем, серьгами, звездой, рогами или петушиным гребнем. Ее отличает белый цвет, усы и золотая голова. Болгарская сказка повествует о том, как каждую тысячу лет новый царь сменяет предыдущего. Змеи на “общем собрании” выбирают старшего над собой, шипя и дуя ему на голову, пока на ней не образуется корона. В определенные дни года змеиный царь собирает всех своих подданных, дает им различные указания, выслушивает рассказ каждого о том, как он провел прошедший год.
Традиционное мировоззрение приписывало змеям различные фантастические способности. У славян бытовали поверья о живучести змеи: разрубленные ее части будто бы были способны срастаться, ее могли оживить другие змеи с помощью особого змеиного камня, корня или травы. Украинцы верили, что у змеи, съевшей цыпленка, вырастают ноги.
Фантастические свойства приписывались и змеям, которых считали слепыми. Южнославянские поверья повествуют о том, что медянка получает зрение раз в году в ночь на Ивана Купалу, и тогда она может пробить человека насквозь, как стрела.
К чудодейственным атрибутам змеи относятся камень, золотое яблоко, перстень, корона, гребень на голове и рожки. Наши предки верили, что обладание этими предметами дает человеку счастье, исполнение желаний, королевскую власть и военные победы, возможность вытягивать змеиный яд из раны, защиту от болезней, богатство, прибыль в хозяйстве, неистощимые запасы зерна, способность видеть клады, лечить людей, понимать язык животных. Последнюю способность человек приобретает, отведав змеиной ухи.
Змеи могли указывать людям охраняемые ими клады, а сам клад мог обращаться в змей. Увидев клубок змей, человек должен бросить в них что-нибудь металлическое, и если он понравится змеиному царю, то тотчас услышит звон денег, а змеи превратятся в гору золота.
От укуса змеи лечили, прикладывая к больному месту различные средства с целью охладить или загасить жжение, нейтрализовать змеиный “укол”, вытянуть яд или остановить его действие. Для этого прикладывали хлеб, на котором тупой стороной ножа был нарисован крест, чеснок, лягушек, кислое молоко, сырую картошку, землю.
Части тела змеи (голова, хвост и особенно слинявшая кожа), а также ее кровь и яд широко применялись в народной медицине — для лечения опухолей, лихорадки, запоев и даже для роста волос.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter