Злые здесь не ходят

Деревня Добрая полностью оправдывает свое название
Деревня Добрая полностью оправдывает свое название

«Вы, детки, к кому приехали? Ходите в хату, березовиком угощу, небось устали с дороги?» — привечала нас голубоглазая старушка. Отказываться было неловко. В хату мы, правда, не пошли, присели на лавочку у калитки и, маленькими глоточками потягивая прохладный березовый сок (хозяйка вынесла пузатую трехлитровую банку), слушали рассказы о здешнем житье–бытье. Рядом на лавочке распластался одуревший от жары черный кот, под лавку залезла огромная рыжая собака, даже не подумавшая на нас залаять. А на высоком дереве у дома копошились аисты. «Они у нас много лет уже гнездятся, — гордится местная жительница Татьяна Хандуратова. — А за домами бобры живут. Утром выйдешь на реку, а они у берега полощутся. Не обижает их у нас никто, вот они и не боятся».

Дурных людей не страшатся и деревенские жители. Многие, уходя в магазин, даже двери в дом не запирают. Знают: никто из односельчан на чужое добро не позарится. Так уж тут повелось: так и родители, и деды их жили. В деревне Горецкого района с трогательным названием Добрая люди привыкли доверять друг другу. И это не какая–то показная доброта. «За 27 лет в Доброй не совершено ни одного тяжкого преступления, не то что убийства или разбоя, даже крупной кражи ни разу не было, — уверяет старейшина деревни Владимир Демьянович Крышнев. — Я это точно знаю, поскольку 27 лет проработал тут участковым инспектором и жителям других деревень всегда здешних в пример приводил. Так и говорил: если бы все люди были, как в Доброй, у нас, милиционеров, работы бы не было».

Кто дал деревне имя Добрая, точно не знает никто. Но одну из легенд местные жители мне рассказали. Похоже, им самим она очень нравится: «Говорят, что название это деревня получила сразу после войны. В ту пору жило в ней много молодых, незамужних девушек–красавиц и вдов с малыми детьми на руках. Мимо этого места лежал путь возвращавшихся с войны фронтовых солдат. Дальше деревни они не пошли, остались тут навсегда, а в жены взяли не молоденьких невест, а вдов. За это в народе этих мужиков добрыми и прозвали, а по ним и саму деревню так величать стали».

Добрых мужиков в Доброй полно и сегодня. «У нас целые династии живут и работают, родители здесь родились, выросли, сами себе дома построили, и дети их, повзрослев, по их стопам пошли, — рассказывает старейшина Крышнев. — Взять, к примеру, Халаимовых, все три сына тут, в Доброй, остались: Миша, Коля, Гриша. И Крушевы тоже тут, молодцы хлопцы, сами себе дома возвели, с утра до вечера на ногах, все что–то мастерят. Не только для себя, но и для людей стараются. Александр, к примеру, на своем участке озеро вырыл, за рыбой ездил в Лукомль. Теперь заядлых рыбаков от Добрянского озера не отогнать, Саша ведь не только свое небольшое, но и общее озеро зарыбил: пустил туда мальков карпа, белого амура, судака... И денег за свою рыбу ни у кого не просил». Не берет Саша Крушев, у которого, кстати, своя семья не маленькая — трое детишек, денег и за мед. Точнее, деревенским старикам частенько отдает его даром. Чтоб не хворали.

Сегодня в Добровском сельсовете живет около 500 человек из отселенных после чернобыльской аварии деревень Краснопольского, Чериковского, других районов. Как говорят сами переселенцы, приняли их тут, как родных. «Помню, когда переселенцы приехали, у местных жителей половину огородов пообрезали, чтоб новым жильцам хоть по кусочку земли дать. Опасались, что много недовольных среди коренных будет, а никто не жаловался. Напротив, новеньким старались помочь: кто семян принесет, кто картошки. Так и жили. Я ведь сам переселенец, из Чериковского района сюда перебрался, — вспоминает председатель Добровского сельсовета Владимир Тербов. — Так что о том, что рассказываю, не с чужих слов знаю».

...Возле Добровского комплекса школа–сад полным ходом идет благоустройство. Работают не только строители. Клумбы, цветники разбивают жители окрестных домов, дети помогают сажать цветы. У здешних школьников есть свой яблоневый сад (около 600 саженцев), а еще — сад косточковых растений, в котором, помимо слив да вишен, цветут и плодоносят айва, барбарис, чернослив. Есть в деревне летний оздоровительный лагерь «Лира», куда просится на каникулы не только местная детвора, но и школьники всего Горецкого района.

«Дети у нас хорошие, потому что взрослые хорошие, молодежи есть с кого брать пример», — уверяла меня директор школы–сада Елена Романова и тут же пригласила приехать летом или по осени — в ягоды, грибы. Это приглашение мы потом слышали еще много раз. Своими грибными—ягодными местами сельчане гордятся, но от посторонних не прячут, пообещали выдать нам все до единого и даже помочь собрать дары леса, «чтоб хватило на варенье да соленья». «Деревня наша Добрая, и люди наши добрые, чтоб не забыли нас, вернулись, вот вам сувенир на память», — ясноглазая девчушка лет десяти протянула мне самодельное деревце из проволоки и бисера.

Очень симпатичное деревце...

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter