Зарплату — на лечение. Особенности здравоохранения в Западной Белоруссии "под Польшей"

Злотых нет? Тогда держитесь!

Недостатка в болезнях Западная Белоруссия «под Польшей» не испытывала, а вот врачей был большой дефицит

Здравоохранение в Польше, в состав которой в 1921–1939 годах входила территория Западной Белоруссии, имело в то время свои особенности. Созданное в Польше в 1919 году министерство общественного здравоохранения было в 1923-м упразднено. Вопросами здравоохранения занимались несколько министерств, что приводило к несогласованности в работе. При этом уровень здравоохранения на западнобелорусских землях значительно отставал от общепольского.



Справка о состоянии здравоохранения в западных областях Белорусской ССР. Подписана заместителем министра здравоохранения БССР Д. П. Беляцким.
Распоряжением польского Совета министров в 1926 году некоторым категориям госслужащих, офицерскому и рядовому составу, полиции и пограничной охране была предоставлена так называемая бесплатная «государственная врачебная помощь»: имевшие право на такую помощь за стационарное лечение платили лишь 25 процентов его стоимости.

Для населения в августе 1922-го в отдельных поветах были созданы «Касы хворых» — организации, в ведении которых находились вопросы соцобеспечения. Та категория трудящихся, на которую распространялось действие закона о социальном обеспечении, пользовалась бесплатным лечением. Однако оно было относительным, так как средства страховых касс формировались за счет взносов самих «обеспечиваемых» и взносов предпринимателей. Из-за дороговизны страхования некоторые застрахованные отказывались от него, другие теряли право на соцобеспечение из-за неуплаты или несвоевременной оплаты.

Дорогой была и специализированная медицинская помощь. Так, подавляющее большинство родов и у «обеспечиваемых» проходило на дому. При этом за счет страхкассы приглашались частнопрактикующие врачи. Страхкасса Гродно, например, имела постоянное соглашение с 20 акушерками, каждая из которых была обязана посещать на дому мать ребенка два раза в сутки в течение девяти дней после родов. В целом же в Гродно медицинской помощью пользовались только 10 процентов горожан. Объяснялось это не только дороговизной услуг, но и небольшим количеством лечебно-профилактических учреждений.

Дискриминация «крэсов»

Здравоохранение в Западной Белоруссии носило явный дискриминационный характер. Это проявлялось в дислокации и мощности сети лечебных учреждений, кадровых вопросах, что сказывалось на состоянии здоровья людей.
До объединения на территории Западной Белоруссии числилось 66 больниц на 2989 коек, или 0,6 на 1000 человек населения, против 17 200 больничных коек в ­БССР (3,2 на 1000 человек населения). То есть коэффициент обеспеченности населения Западной Белоруссии был в пять раз ниже по сравнению с ­БССР.
Между тем смертность в западнобелорусских воеводствах была выше, чем по всей Польше: в среднем около 15 случаев на 1000 человек населения, тогда как в «основной Польше» этот показатель составлял 13,6. Широкое распространение имели инфекционные болезни. В 1936-м на 100 тысяч населения в Белостокском воеводстве отмечалось 18,6 случая сыпного тифа, Виленском — 28,2, Новогрудском — 46. В Варшавском же — 1,3 случая, Люблинском — 7,1.
Польский генерал Желиховский, рисуя положение крестьян в Западной Белоруссии, отмечал: «Хлеб с примесью мякины и древесной коры и полное отсутствие хлеба — частое явление в наших городах».
Невысок был уровень материальной базы здравоохранения. В Слонимском уезде на 20 тысяч человек городского населения и 150 тысяч сельского имелись две небольшие больницы на 30 и 40 коек, а в волостях не было фельд-шерских пунктов. В Барановичах на 40 тысяч горожан была одна платная амбулатория, а на 183 тысячи человек уездного населения — семь врачей.

Болезнь — дорогое удовольствие

Один койко-день в Лидской городской больнице стоил в среднем 2,5 злотого (напомним, недельный заработок рабочего в Западной Белоруссии составлял семь злотых. — Прим. ред.). Кроме того, необходимо было дополнительно платить за операцию, диагностическое обследование, физиотерапевтические процедуры, инъекции. 

Не лучшим образом характеризовала состояние медицинской помощи в Столбцовском повете в июне 1926 года местная газета: «Если появится какой-либо «медик», то он требует с больного по 5 злотых за визит, а 12 злотых надо заплатить за лекарства в той аптеке, от которой он получает проценты. А как наш бедный крестьянин вытянет, если он дочиста обобран налогами? Зато полицейские участки имеются почти в каждой деревне».

Палочка Коха: все плохо

Огромное распространение в Польше получил туберкулез. Только в 1938 году заболеваемость им в абсолютных цифрах в Белостокском воеводстве составила 3726, Полесском — 1253, Новогрудском — 6174 случая на 10 тысяч человек населения. К этому времени в Польше насчитывалось 147 больниц для туберкулезных больных с 2866 койками и 41 санаторий с 4798 койками, причем «на крэсах всходних» имелось только шесть туббольниц с 134 койками и два санатория на 300 мест. На состоянии здоровья людей сказывались тяжелые условия жизни, явно недостаточная материальная база здравоохранения.

Многие больные не могли проходить курс лечения из-за его высокой стоимости. Две недели нахождения в больнице обходились рабочему в его месячную зарплату.

Оздоровление ситуации

Тем примечательнее, что после воссоединения за короткое предвоенное время с помощью всего ­СССР в строительстве новой медицины в Западной Белоруссии было сделано немало. К концу 1940 года на этой территории работало уже 217 больниц и 26 родильных домов с общим количеством коек 10 151. Было открыто 207 поликлиник и лабораторий, 74 консультации, 356 врачебных пунктов медицинской помощи, иные объекты. В предвоенном году здесь работали 1755 врачей и 5585 человек среднего медицинского персонала.
В этом же году коллегия Нарком-здрава ­БССР, рассмотрев состояние борьбы с туберкулезом, наметила очередные мероприятия по преодолению заболевания. Количество тубдиспансеров к этому времени достигло 48, коек в стационарах и санаториях — 3317, в том числе для костно-туберкулезных больных — 230.

Врачебный дефицит

В Польше, где было пять медицинских факультетов, насчитывалось очень мало врачей, и распределялись они неравномерно: в восточных воеводствах на 10 тысяч населения — два врача, в центре страны — 3,5. Всего в Западной Белоруссии в 1938 году в различных секторах здравоохранения работало 1470 врачей (из них 269 женщин), в том числе в сельской местности — 288 (из них 43 женщины). По данным современного польского исследователя М. Дуткевича, на одного врача в Белостокском воеводстве приходилось 4348 жителей (в Белостоке — 1020), Виленском — 2174 (в Вильно — 470), Новогрудском — 5556, Полесском — 2703. 

Михаил ­АБРАМЕНКО, кандидат исторических наук, доцент Гомельского государственного медицинского университета.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter