Зло под солнцем

Солярии: между опасностью и популярностью.Этим летом ВОЗ официально зачислила солярии в факторы риска онкологических заболеваний, теперь они в одном списке с курением и парами асбеста. Доклад Международного агентства по изучению рака практически не оставляет места для споров: опасность возникновения меланомы, одного из злейших видов рака, у людей до 30 лет устройства искусственного загара увеличивают на 75 процентов!

Солярии: между опасностью и популярностью


Этим летом ВОЗ официально зачислила солярии в факторы риска онкологических заболеваний, теперь они в одном списке с курением и парами асбеста. Доклад Международного агентства по изучению рака практически не оставляет места для споров: опасность возникновения меланомы, одного из злейших видов рака, у людей до 30 лет устройства искусственного загара увеличивают на 75 процентов! Особенно уязвим в этом отношении юный организм, доказали ученые. Хотя запрет на искусственное солнце для подростков до 16 лет уже введен в нескольких европейских странах, у нас в стране посещать солярии несовершеннолетним не запрещено, но Минздрав, как говорится, не рекомендует. Свой солярий имеет каждый уважающий себя санаторий и крупный медицинский центр. Единственное — их нельзя размещать в школах и дошкольных учреждениях. Есть логика?


У нас желающих превратиться в «мулаток–шоколадок» меньше не становится. Если раньше матово–бледная кожа считалась неотъемлемым признаком благородного происхождения, то теперь появляться в «тусовке» без загара, наоборот, не комильфо. Повальное увлечение искусственным солнцем дало жизнь новому понятию «танорексия», означающему маниакальную страсть к загару независимо от возраста. За границей по большей части это беда девушек–подростков 13 — 16 лет.


— Когда среди студентов американских колледжей провели опрос, то выяснилось, что около 47 процентов из них в течение года бесконтрольно часто использовали лампы для загара. Причем 90 процентов были в курсе, что это может способствовать развитию рака кожи! — говорит Александр Жуковец, заведующий отделом реконструктивно–восстановительной хирургии РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова.


Впрочем, на Западе искусственный загар уже постепенно выходит из моды. Ведь там, где исследования проводились, факты сами за себя говорят. В Норвегии и Швеции, куда эта мода шагнула еще в 60–х годах, на примере более 100 тысяч женщин врачи показали: самый высокий риск меланомы у тех, кто посещал солярии, по крайней мере, 1 раз в месяц в возрасте 20 — 29 лет. Того же мнения и сотрудники Американского института по исследованию рака в Нью–Йорке. Они настаивают: даже мизерная доза излучения в кабинке способна спровоцировать необратимые процессы!


Странно только, почему же у нас тогда студий загара больше, чем поликлиник?


Противоречия в этом нет, считает заместитель начальника управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Татьяна Мигаль: «Санатории, базы отдыха, физкультурно–оздоровительные центры — места, где человек оздоравливается, а положительное действие ультрафиолетовых лучей общеизвестно. Кроме того, там работают врачи и медсестры, которые прошли курсы усовершенствования при БелМАПО. По каждому случаю, когда возникают онкологические заболевания кожи, проводится расследование. Главная проблема состоит в том, что соблюдать рекомендации специалистов по времени пребывания под лучами ультрафиолета люди у нас не приучены, они стремятся загореть по максимуму».


— В моей практике был лишь один случай, когда прослеживалась возможная взаимосвязь между посещениями солярия и проблемами со здоровьем, — признает Александр Жуковец. — 25–летняя женщина любила загорать и зимой, и летом, пока однажды у нее не появилось небольшое пигментное пятнышко на коже. К счастью, обнаружили меланому на ранней стадии, удалили, теперь все в порядке. Но зачастую подобный диагноз означает гораздо более серьезные проблемы. Да, по сравнению с 1996 годом число заболеваний меланомой и раком кожи у нас в стране выросло почти в 2 раза. Но, думаю, дело далеко не только в соляриях...


В общем, загорать или нет под искусственным солнцем — по–прежнему предстоит решать только нам самим, тщательно взвешивая все «за» и «против».


Справка «СБ»


По данным управления по лицензированию Министерства здравоохранения, в Беларуси более 300 субъектов хозяйствования имеют лицензию на медицинскую деятельность по физиотерапии более чем на 500 установках искусственного загара.


Мнение онкоэпидемиолога


Юрий Аверкин, заведующий отделом эпидемиологии рака РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова:


— Почему число больных раком кожи и меланомой значительно выросло, причем более подвержены риску оказались горожане? Однозначно сказать весьма сложно. Во–первых, проявляется болезнь не сразу, а спустя годы. Во–вторых, посещает солярии молодежь, а рак кожи наблюдается в основном у людей старшего возраста — у тех, кому за 50. В–третьих, в 75 — 80 процентах рак кожи поражает голову и шею, а меланома, наоборот, чаще туловище и нижние конечности. Пока прямой взаимосвязи между посещением соляриев и раком у нас не прослеживается. Но не будем сбрасывать со счетов тот факт, что мода на искусственный загар у нас в стране появилась не так давно. Кто знает, какую картину будем наблюдать через 10 — 15 лет? Во всяком случае, достоверно известно: люди со светлой кожей более восприимчивы к раку кожи и заболеваемость увеличивается с севера на юг. В моей практике был случай, когда в небольшом регионе Витебской области неожиданно мужчины стали чаще болеть этим видом рака. Оказалось, там живут потомки шведов, люди нордического типа — светлокожие и светловолосые. Значит, генетически они приспособлены жить севернее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter