Злейший враг сердца

Шесть лет назад белорусский академик В.И. Вотяков с группой исследователей во главе с руководителем отдела экологии и эпидемиологии вирусных инфекций НИИ эпидемиологии и микробиологии Тамарой Амвросьевой предложил российскому академику Валерию Шумакову сотрудничать. Казалось бы, что может быть общего у теоретиков и практиков-трансплантологов? Однако теоретики предложили известному российскому ученому содействие в решении главной проблемы — рассказали, как не дать болезни после пересадки сердца вернуться.

— Сегодня все чаще ученые склоняются к мысли, что немало кардиологических патологий — в частности миокардиты — могут иметь вирусную природу, — говорит доктор медицинских наук Тамара Амвросьева. — При этом  энтеровирусы способны запускать механизмы, которые повреждают клетки сердца, иммунных и других органов. Именно поэтому при пересадке сердца очень важно, чтобы организм в целом и сердце в частности были свободны от этих вирусов, иначе все усилия хирургов-трансплантологов будут тщетны. Поскольку в мире эта проблема изучена слабо, мы решили провести собственные исследования.
Тема, над которой работали белорусские исследователи, действительно заинтересовала российских ученых, в чьей стране проведены десятки пересадок сердца. Но при этом российская вирусология переживает не лучшие времена. В то же время в Беларуси операции по трансплантации сердца еще не проводились. Кроме того, сам забор материала, так называемого “биоптата”, для диагностики инфекции — процедура очень сложная. При помощи специальных технологий от бьющегося сердца нужно “отщипнуть” крошечный кусочек. В РНПЦ “Кардиология” подобные манипуляции выполняются крайне редко. Именно поэтому за годы сотрудничества белорусские вирусологи помогли осуществить более десятка пересадок сердца, сделанных в России. Из Москвы в Минск биоптаты доставляли в специальных термосах. Этот материал тщательно исследовался белорусскими учеными, которые отвечали на главный вопрос: есть ли в сердце пациента кардиохирургов опасный вирус или нет. И делали это до и после пересадки сердца.
Тамара Амвросьева вспоминает, как однажды удалось обнаружить в сердце больного вирусную инфекцию. Затем пациенту пересадили чистое сердце, но спустя некоторое время в нем вновь нашли те же вирусы. Оказалось, что инфекция жила в организме прооперированного человека. Ученым удалось доказать, что их “хранилищем” могла быть селезенка. Поэтому перед трансплантацией этот орган нужно серьезно обследовать.
Понятно, что такой проект не мог быть “копеечным”. немалые деньги пошли на дело. благодаря белорусским исследователям удалось выявить, что каждое третье больное сердце инфицировано энтеровирусами. Это подтвердило мнение ученых о том, что многие сердечные болезни начинались с “невинной” энтеровирусной инфекции, которую многие из нас переносят на ногах и никогда не обращаются к врачу. Между тем науке сегодня известно около 100 энтеровирусов. “Хозяйничают” они в организме по-разному: внедряются в центральную нервную систему, проникают в кишечник, поражают сердце. Если такую инфекцию вовремя “не изгнать” из организма, она со временем может привести к миокардиту, перикардиту, дилатационной кардиомиопатии — а такая болезнь заканчивается, как правило, фатально, если ее, конечно, не лечить. Подобным больным может помочь только пересадка сердца.
Поэтому стоит, наверное, прислушаться к советам медиков: не переносить инфекцию на ногах.
Казалось бы, сотрудничество ученых двух стран доказало свою эффективность. Но сегодня этот замечательный проект приостановлен из-за печально известного “дела трансплантологов”. Однако исследователи надеются, что разум восторжествует и со временем удастся значительно расширить рамки проекта. Более того, Тамара Амвросьева говорит, что ученые не исключают возможности исследования на вирусы самого донорского сердца, а не его крошечного кусочка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter