Зерносушильные комплексы сейчас работают в круглосуточном режиме

Златые горы

Когда мне было лет 15, вместе с братом мы подрабатывали на зернотоку. Косынка, шорты с майкой, которых не жалко, обязательно кеды, никаких сланцев, иначе к вечеру ноги будут словно после наждачки. С собой бутылка воды, пара яблок, овсяное печенье. На место работы добирались на велосипеде. А там жизнь кипела. Не успела одна машина выгрузить пшеницу, за ней подъезжала вторая. Погрузчик едва справлялся «крутиться» в таком ритме. А мы с метлой и лопатой собирали то, что просыпалось. Какова работа сегодня?


Зная, что меня ждет много пыли, я нашла в шкафу то, что не жалко, и отправилась на «базу» агрокомбината «Ждановичи». Она находится недалеко от станции метро «Каменная Горка». Здесь меня ждал на машине Алексей Наумович — начальник комбикормового производства агрокомбината. Как оказалось, Алексей — эколог по образованию — вот уже тринадцать лет трудится здесь агрономом.

— Едем в Озерцо, — сказал он. — Там у нас сейчас рапс. Как раз сегодня его полностью убрали. 

Пятнадцать минут, и мы на месте. Время обеда. Пока работники опустошают тарелки, Алексей провел меня по комплексу. 

— У вас не работают студенты или школьники в летний сезон? — удивилась я, видя на обеде лишь мужчин-­рабочих.

— Нет, мы не берем никого, — отвечает Алексей. — Справляемся своими силами. 

Недалеко от комплекса весовая. Это первый остановочный пункт грузовых машин. Кладовщик Татьяна говорит, что день на день не приходится: 

— Бывает и более 400 тонн выгрузят. А сегодня аншлага из грузовиков нет. Рапс убрали. Сейчас на складе лежит более 5 тысяч тонн. 

Всего зерносушильный комплекс вмещает свыше 13 тысяч тонн зерновых. 

— Потребуется дня три, чтобы высушить весь рапс, лежащий здесь, — говорит Алексей. — Что будут завозить потом, станет известно позже. Сначала надо освободить место.

Погрузчик набирает полный ковш. Далее зерно отправляется в завальную яму. В общей сложности ЗСК имеет три отделения: приемное, очистительное и сушильное. Как раз таки завальная яма и является первым этапом двухчасовой сушки. 

Перед загрузкой зерна в сушилку нужно определить его влажность. Для этого делается проба на влагомере. 

— Снимается несколько проб с одной машины, чаще всего три, и устанавливается средняя, — рассказывает Алексей. — Если влажность — 12—13 %, то нужно довести ее до 7 %.

После того как зерно попало в завальную яму, оттуда оно по нориям (специальное устройство для подъема) отправляется в печь. Их две. Каждая вмещает около 50 тонн. Везде стоят датчики температуры, оператор отслеживает, какая температура сейчас в печке. В смену работают два оператора зерносушильного аппарата, один погрузчик и одна машина. Заработная плата здесь зависит от количества просушенного зерна. В среднем каждый  работник получает более тысячи руб­лей. Юрий, оператор сегодняшней смены, живет в соседней деревне Богатырево. Добирается в Озерцо на автобусе: 

— Работаем сутки через сутки. Сейчас уборочная кампания, поэтому сушилка не останавливается. Грубо говоря, печка грузится два часа, примерно столько же сушится в ней зерно и выгружается тоже часа два.

Всего на агрокомбинате «Ждановичи» 5 зерносушильных комплексов. В Озерце также делают комбикорм и рапсовое масло. 

— В основном оно идет на экспорт, — поясняет Алексей.— Наши больше предпочитают подсолнечное.

Алексей рассказывает, что в это горячее время на работу уезжает в 7:30, а возвращается в 22:00—22:30:

— И так каждый день. Сегодня снова приеду домой ­поздно.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter