Златая цепь времен

Человек должен иметь право выбора.
Человек должен иметь право выбора. Выбирать иногда приходится тогда, когда уже имеется профессия, специальность, изучению которой и совершенствованию в которой отдал не один год жизни. Для одних такой выбор естествен и прост, для других - сложен. Общество должно иметь инструментарий, способствующий подобной переквалификации.

Исторически, в силу языковой и географической близости, сложилось так, что профессиональная подготовка в некоторых областях человеческой деятельности развивалась у нас недостаточно. Не готовились профессиональные литераторы, кинорежиссеры, да и в других творческих профессиях всегда особым пиететом пользовались выпускники не белорусских вузов, а московских либо питерских. Система эта с распадом огромной империи поломалась в одночасье. И мы сегодня зачастую по инерции пытаемся копировать, вернее, калькировать бывшую союзную систему подготовки творческих кадров. Оказалось, что страна не в состоянии "переварить" столько, допустим, кинорежиссеров, сколько набиралось на институтский курс, чтобы обеспечить необходимую нагрузку для преподавателей. Началась чехарда с мастерами. Набирал курс один человек, продолжал заниматься со студентами другой. На пользу делу это не шло.

С прозаиками, поэтами, драматургами неувязки тянутся годами. Те, кто в свое время закончил в Москве Всесоюзный литературный институт, стареют. Молодой крови в литературу не добавляется. Филологические факультеты университетов и педагогических вузов по своему профилю, по составу преподавателей не приспособлены для серьезной литературной подготовки студентов. Литературные объединения при редакциях пытаются заполнить этот пробел, но их работа ближе к самодеятельности, чем к серьезной профессиональной работе. Да и правовой статус их, что при бюрократизированной жизни немаловажно, недостаточно определен. Где выход?

В свое время довелось мне достаточно основательно сотрудничать с такой образовательной структурой, как Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. На эти курсы принимали людей, уже имевших высшее образование и осознавших потребность если не в смене профессии, то в ее усовершенствовании и углублении. Это был как раз тот самый случай, когда люди осознанно и целеустремленно меняли жизненный курс. Им ни к чему было в течение пяти лет осваивать дисциплины, которые преподавались юношам, поступающим в высшее учебное заведение после школы, они их уже превзошли - оставалось время для того, чтобы за два академических года углубленно и основательно заняться профессией. Факт известный - на этих курсах постигали мастерство кинодраматургии доктор филологии Алесь Адамович и вполне состоявшийся писатель Владимир Короткевич.

На протяжении пяти лет регулярно "поставляя" на эти курсы белорусских аниматоров, абсолютно уверенно могу сказать: ни одного прокола в их подготовке не случилось. Те, кто шел на высшие кинематографические курсы, шли осознанно, занимались основательно, на ноги, по окончании, встали крепко.

Не следует думать, что для Беларуси эта система подготовки высокопрофессиональных кадров абсолютно нова. Много лет наблюдаю за работой художественных академических мастерских, которые были организованы в Минске с легкой руки Заира Исааковича Азгура и продолжают плодотворно работать под руководством Михаила Савицкого, Георгия Поплавского, Льва Гумилевского. Эта уникальная образовательная структура дает возможность молодым художникам, выпускникам Белорусской академии искусств, в течение трех лет профессионально совершенствоваться в предоставленных им творческих мастерских, под благожелательно-внимательным присмотром мастеров, получать пусть небольшую, но дающую возможность не заботиться о куске хлеба стипендию и иметь вполне реальную жизненную перспективу.

Когда-то в советские времена существовала профессиональная актерская школа при Белорусском государственном академическом театре имени Я.Купалы. С одним из ее наборов я хорошо знаком - почти целиком его составили выпускники различных факультетов Белорусского университета, занимавшиеся в студенческом театре. Школа - или мастерская, или курсы, как это называлось 30 лет назад, помнят, наверное, историки и театроведы, - почила в бозе, но некоторые ее выпускники и до сего дня успешно работают в театрах страны.

Думаю, что нечто среднее между высшими профессиональными курсами и академическими мастерскими могло бы и сегодня помочь решить проблему как подготовки, так и переподготовки молодой творческой поросли. Это не потребует капитальных затрат, огромных финансовых расходов. Не потребуется набирать большие группы студентов, привлекать преподавателей по общим дисциплинам. Позволит оптимизировать средства, выделяемые на поддержку молодых дарований, может быть, даже те, которые выделяются целенаправленно из президентского фонда.

Может быть, мои рассуждения представляются беспредметными и несвоевременными? Думаю, что нет. Ведь обсуждаем же мы возможность создания белорусской "Силиконовой долины", думаем о перспективах молодых физиков, математиков и программистов. Так не следует ли задуматься и о судьбах тех, кто будет "глаголом жечь сердца людей", кто продолжит традиции Купалы, Крапивы, Азгура, Цвирки, Ширмы, Турова, Глебова, Платонова, Орлова...

Я понимаю, эти заметки и отрывочны, и, может быть, по-газетному легковесны, но давайте примем их как заявку, как повод для серьезного размышления. Поступательная творческая традиция должна связать золотой неразрывной цепью поколения, теряющиеся в глубине прошлого, и поколения, которые еще придут и прославят нашу землю.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter