Зинаида БИЛЕЦКАЯ: «С балетом не вышло, но жизнь состоялась!»

ГЛАВНЫЙ праздник в ее жизни — День Победы. С ним многое связано! И окончание войны, и долгожданная встреча, и новый поворот судьбы. Об этом и о пройденных годах, опаленных пожаром лютой беды, рассказывает Зинаида БИЛЕЦКАЯ, когда приглашают на предприятия, в подшефные хозяйства, высшие учебные заведения и школы. Все ее дни в преддверии праздника расписаны по часам. Даже 10 мая идет в медицинский колледж. Она уже знает, о чем будет говорить молодым парням и девушкам, в какой-то степени — своим коллегам, с чего начнет беседу. Ну конечно, с того незабываемого случая, когда несколько лет назад награда нашла ее. Да еще какая! Медаль «За отвагу»! Почти 60 лет искала она Зинаиду Филипповну. Торжественное вручение состоялось накануне 8 Марта. Представляете, какой незабываемый подарок?

…В тот миг девушка поняла, что медлить нельзя, и поползла к застывшему со снарядами «американцу».

ГЛАВНЫЙ праздник в ее жизни — День Победы. С ним многое связано! И окончание войны, и долгожданная встреча, и новый поворот судьбы. Об этом и о пройденных годах, опаленных пожаром лютой беды, рассказывает Зинаида БИЛЕЦКАЯ, когда приглашают на предприятия, в подшефные хозяйства, высшие учебные заведения и школы. Все ее дни в преддверии праздника расписаны по часам. Даже 10 мая идет в медицинский колледж. Она уже знает, о чем будет говорить молодым парням и девушкам, в какой-то степени — своим коллегам, с чего начнет беседу. Ну конечно, с того незабываемого случая, когда несколько лет назад награда нашла ее. Да еще какая! Медаль «За отвагу»! Почти 60 лет искала она Зинаиду Филипповну. Торжественное вручение состоялось накануне 8 Марта. Представляете, какой незабываемый подарок?

Сестричка

Такие награды очень ценили и ценят солдаты Второй мировой. Они за конкретный подвиг давались. Чем же заслужила медаль она — санинструктор артиллерийской батареи на Курской дуге? За чью спасенную жизнь представили ее к награде? Подступило прошлое, нахлынули воспоминания…

Вой снарядов, грохот и дым. Солнце прячется за его тучами. Сколько раненых солдат вынесла тогда Зинаида из лютого пекла, сколько жизней спасла! А смерть свистела и выла над головой. Но если стонут и корчатся от боли воины, если просят помощи молоденькие ребята и седоусые мужики, как не броситься им на помощь? Вот еще трое искалеченных солдат лежат в окопе. Она спустилась к ним, начала перевязывать, и в это время рядом вздыбил землю фашистский снаряд. Их всех засыпало землей. Зинаида получила сильную контузию, потеряла сознание. Очнулась, когда ее откопали. Осмотрелась и поняла: от вражеских осколков ее спасли те трое солдат, открытые очи которых уже неподвижно смотрели в небо.

Но это, видимо, не тот случай, за который она получила медаль «За отвагу». Калейдоскоп памяти снова выхватывает эпизоды прошлого.

...В тот день сестричка краешком уха слышала, что командир сильно поражен ее мужественным поступком. И говорил об этом начальству.

А случилось следующее. На батарею «студебеккер» привез снаряды. Фашисты, скорее всего, заметили машину и открыли ураганный огонь. Водителя ранило, и автомобиль замер. Броситься на помощь шоферу никто не решился, потому что слишком сильным был обстрел. Бойцы легли на дно окопов и ждали страшного взрыва. С ужасом думала об этом и она, санинструктор Чибизова (это ее девичья фамилия). Но прошла минута, вторая. Тихо. И тогда Зинаида сказала себе: «Медлить нельзя, надо спасать человека». Она выбралась из укрытия и поползла к застывшему со снарядами «американцу».

— Мне было 19 лет, и сердце мое полнилось состраданием к людям, — вспоминает сейчас Зинаида Билецкая. — Помню, дело было под вечер, а все вокруг аж светилось от разрывов. Доползла до машины, встала на колени на подножку, приоткрыла дверь кабины. Оттуда сразу свесился водитель. Его ранило в шею, крови было! Тянула его в траншею, а за нами слался красный след. Оказала необходимую помощь. С машиной разобрались солдаты, которые сразу за мной бросились к «студебеккеру». Думаю, за этот случай и представил командир меня к награде. Почему она затерялась? Я потом воевала в нескольких подразделениях. Видимо, медаль не поспевала за мной.

Да, Зинаида Филипповна воевала во многих подразделениях. И там, где было очень трудно: Сталинградская битва, Курская дуга, бои за Берлин, освобождение Праги. У нее 28 наград. Среди них — орден Красной Звезды, орден Отечественной войны первой степени...

Спрашиваю бывшую сестричку:

— Что привело вас на войну? Я знаю, что вы готовили себя к другой жизни, хотели быть балериной?

— Да, я училась в хореографическом училище при Большом театре в Москве, — отвечает Зинаида Филипповна. — Но когда над страной нависла беда, я не могла стоять у станка. И не только я. Тридцать восемь наших девушек решили стать медсестрами. И большинство из них пошли на войну.

Случайная встреча... на всю жизнь

На войне Зинаида Филипповна и мужа нашла.

— Когда ехали поездом на Курскую дугу, я случайно повстречала своего Павла Петровича. Тогда он был капитаном. Потом наши фронтовые дороги разошлись. Война есть война, не ты приказываешь, не ты решаешь. Но вот — День Победы и снова случайная встреча... Теперь уже на всю жизнь. Мы в 1945-м и зарегистрировались с ним в Москве.

— Не было желания снова вернуться в хореографическое училище, продолжить образование?

— Было, но вы знаете, какая судьба у офицерских жен. Я вам только назову, где муж службу нес, и вы все поймете: Камчатка, Хабаровск, Уссурийск, Астрахань, Баку, Кутаиси, Ленинград и Минск. Он в Белорусском военном округе был командующим ракетными войсками.

Никогда не жаловалась она на суровые солдатские будни, на годы, прожитые с Павлом Петровичем. Они научили ее выдержке, терпению, доброте.

— Я умела все: готовить прекрасные блюда, шить и стирать, участвовала в работе женсоветов. Чем могла, помогала молоденьким женам офицеров. Пела и плясала, участвовала в художественной самодеятельности, дочь свою, Галину, приобщила к искусству, — перечисляет Зинаида Филипповна. — И даже к земле потянулась, начала выращивать помидоры с огурцами, зелень для салатов, цветы. Все мы могли, конечно, купить. Но это было наше общее увлечение. Родители генерал-лейтенанта Билецкого из черниговской деревни Головеньки, потому к сельскому труду Павел Петрович был с детства приучен. И мне передал свою любовь. Работаешь на огороде и радуешься, получаешь несказанное удовольствие, особенно когда урожай. На барановичской земле у нас была дача.

А с бывшими подругами по училищу, москвичками, поддерживаю связь до сих пор. Они шлют мне поздравления, я — им. И дочь Галина с внуком Павлом, которые живут в Питере, почти каждый день звонят, приезжают на праздники. Не забывают меня и бывшие сослуживцы. Вы знаете, боевое братство крепкое, оно временем проверено. Не вышло с балетом, но жизнь состоялась — суровая и прекрасная.

Сильный — значит, добрый?

Так случилось, что в последние годы Зинаида Филипповна крепко подружилась с Валентиной Мазановой. Может, потому, что судьбы у фронтовых сестричек почти одинаковые. Мужей на дорогах войны повстречали и расписались в 1945-м. Обе — участницы клуба «Боевые подруги», обе — помогают Совету ветеранов Первомайского района столицы.

— Этих девчат, как говорится, водой не разлить. Никуда одна без другой не пойдут. Везде дуэтом выступают. И как выступают! — говорит руководитель организации Арсений Ярош. — Я в тетрадь записываю, где наши ветераны побывали за первые месяцы нового года. Адреса Мазановой и Билецкой — на двух страницах. А ведь Зинаиде Филипповне под 90. Но она худенькая, стройная и легка на подъем. Дома не застать.

— К тому же очень добрая и сердечная женщина. Всем помогает, навещает больных ветеранов. И не только их, — отзывается о подруге Валентина Мазанова. — У соседки по этажу проблемы со здоровьем, так она к ней каждый день заглядывает, покупает продукты, материально помогает. Зинаида — сильный человек, а сильные люди — всегда добрые.

Фото из семейного архив

Евгений КАЗЮКИН, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter