На прошлой неделе поступила информация о том, что ополченцы самопровозглашенных ДНР и ЛНР начали отвод тяжелых вооружений в соответствии с достигнутыми в Минске договоренностями. Причем пока они это делают в одностороннем порядке: украинские войска продолжают стоять на своих позициях. Тем не менее прошедшая неделя, кажется, стала первой, когда режим прекращения огня более или менее соблюдался обеими сторонами.
Впрочем, никакого прорыва в украинском кризисе, на мой взгляд, не предвидится. Новый раунд переговоров в Минске между представителями самопровозглашенных республик и Украины, намеченный на 9 декабря, был сначала перенесен на 12-е число, а потом и вовсе отложен на неопределенный срок.
Очевидно, это связано с непреодолимыми противоречиями между Россией и ЕС + США. В нынешней ситуации Украина превратилась из субъекта в объект большой политики, и судьба будущей конфигурации украинского государства решается не в Киеве или Донецке, а в Брюсселе, Вашингтоне и Москве. А они, в свою очередь, договориться никак не могут.
Брюссель и Вашингтон по-прежнему придерживаются твердой наступательной линии в отношении Москвы, принуждая ее к односторонним уступкам. Политика «санкционной дубины» уже дала свои результаты, пошатнув российскую экономику и обвалив курс российского рубля на треть. Западные СМИ и ведущие политики формируют образ России-агрессора, раскручивая давние антироссийские фобии. Хотя, по большому счету, все действия РФ в отношении Украины можно интерпретировать как стремление обезопасить свои непосредственные рубежи. Я считаю, что это сугубо оборонительная тактика, нежели далеко идущие имперские амбиции.
Президент Владимир Путин оказался в крайне затруднительном положении, испытывая все возрастающее давление как на внешнеполитическом поле, так и внутри страны. Дома политику Кремля критикуют как либералы, так и патриоты. Первые – за агрессию против Украины, обернувшуюся новым изданием «холодной войны». Вторые – напротив, за нерешительность действий на Донбассе, приведшую к затяжному кровопролитию и международной изоляции самой России.
В этих условиях идти на односторонние уступки в украинском вопросе российская сторона не может из-за неприемлемых репутационных издержек, но и для решительного контрнаступления у нее нет ни сил, ни ресурсов. Поэтому заморозка конфликта на Донбассе вполне отвечает российским интересам.
А пока РФ пытается укрепить свое пошатнувшееся международное положение, обзаводясь влиятельными союзниками вне западного мира. После недавнего удачного визита в Турцию Владимир Путин нанес визит в Индию, также отмеченный громкими заявлениями о всестороннем углублении экономического и военно-политического сотрудничества. В частности, не исключено, что после недавнего скандала с отказом Франции от поставок вертолетоносцев «Мистраль» Россия попытается отыграться, потеснив французских производителей на индийском рынке вооружений. О косвенной политической поддержке руководством Индии России свидетельствует и оказанный здесь прием главе Крыма Сергею Аксенову – одному из главных инициаторов присоединения полуострова к РФ, объявленному на Западе персоной нон грата. По всей видимости, страны БРИКС как потенциальный противовес США и его европейским сателлитам – главная внешнеполитическая ставка России.
Со своей стороны, как ни покажется парадоксальным, Киев тоже не заинтересован в быстром разрешении конфликта на Донбассе в свою пользу. Страна вполне предсказуемо вступила в полосу жесткого кризиса. Веерные отключения электричества стали повседневной реальностью, правительство готовится к тотальному урезанию расходов за счет социальных выплат и льгот. В этих условиях разрушенный войной регион станет непосильным бременем для еле дышащей украинской экономики. Поэтому скандальное решение свернуть деятельность госучреждений и приостановить выплату зарплат и пенсий на территориях ДНР и ЛНР объясняется не столько желанием «наказать сепаратистов», сколько неутешительными экономическими реалиями.
Все это указывает, что донецкий кризис будет, по всей видимости, заморожен, как минимум, до весны.