Зимняя сказка о Формуле-1

Меньше двух месяцев осталось до начала нового сезона самого престижного чемпионата мира по автоспорту. И после нескольких предложенных версий календаря FIA наконец-то предоставила утвержденной ту, по которой любители и журналисты Формулы-1 будут строить свои планы и организовывать свою повседневную жизнь. 



По сравнению с самыми оптимистичными прогнозами этот календарь претерпел все же некоторые изменения. Пришлось отказаться от традиционного дебюта сезона в Австралии. Мельбурнский Альберт-парк примет чемпионат 21 ноября. Наученные печальным опытом прошлого сезона, австралийцы решили, что лучше потерять пальму первенства открывателя календаря, чем вообще не проводить Гран-при. 

Не проявил признаков жизни Китай, запустивший в мир в конце 2019 года новую «коронованную чуму». Скромно отмолчался и Вьетнам, еще на год решивший перенести из-за пандемии свою дебютную гонку.

Поэтому нынешний сезон начнется 28 марта в Бахрейне, который в прошлом году отлично зарекомендовал себя и свои строгие санитарные меры против COVID-19. Команды приедут в этот знакомый им южный уголок за несколько недель, чтобы заодно провести там и короткие межсезонные тесты. Кстати будет напомнить, что гонка в Сахире считается ночной, так как с 2014-го года проходит при искусственном освещении. И еще одна маленькая особенность этого этапа – победители Гран-при не обливаются шампанским из-за сухого закона в Королевстве Бахрейн. Сладкую газировку сложно назвать достойным заменителем победного напитка. И всякий раз, когда идет разговор об этой особенности гонки на автодроме Сахир, задаю себе почти риторический вопрос: а почему бы не воспользоваться безалкогольным, но все же шампанским? Или проблема уже именно в самом названии?  

Оптимизм или реалии?


Если взглянуть на нынешний календарь гонок, то первое, что бросается в глаза, -это количество этапов. Рекордное число – 23. Излишний оптимизм или суровая, но возможная реальность? Судя по тому, как от гонки к гонки в прошлом сезоне система проведения Гран-при все лучше адаптировалась к новым условиям, нет ничего сверхъестественного. Сумели же с июля по декабрь в прошлом году провести 18 этапов, почему бы сейчас за почти 9 месяцев не провести 23? Тем более, что в случае так называемых “гонок без зрителей” их проведение требует гораздо меньше и финансовых, и людских ресурсов, чем обычно.

Второе, что следует признать, судя по полученной из FIA информации, - это отсутствие 2-дневных этапов. То есть можно сделать вывод, что эксперимент с сокращенным форматом не прижился. Движение болидов на Гран-при по-прежнему будут начинаться в пятницу со свободных заездов и продолжаться в субботу еще одной серией. Затем в субботу после обеда – квалификация, и в воскресенье - непосредственно сама гонка. Исключение традиционно составляет лишь Монако, где Формула-1 начинает гоняться в четверг, оставляя пятницу свободной от заездов. 

Единственное, что изменилось в формате этого сезона, так это время тренировок в пятницу. Вместо полутора часов обе сессии будут длиться ровно по часу. 

Я думаю, что этот нюанс пройдет почти незаметным для публики, поскольку и часовой сессии вполне хватало зрителям для того, чтобы насладиться ревом моторов, понаблюдать за любимыми пилотами и привыкнуть к их болидам. На высоких скоростях умение распознавать гонщиков всегда было показателем опыта фанатов. Хорошо еще, что в последнее время регламент вынудил команды номера пилотов писать большими цифрами. И напомним, что машины одной команды отличаются помимо номеров еще и цветом видео-камер, расположенных над головой гонщика. Если есть разделение в «конюшне» на первого и второго пилота, то черного цвета – это первый номер, а желтого - второй. Там же где гонщики имеют равные права, просто надо заранее для себя отметить, какого цвета видеокамера на машине вашего «фаворита», чтобы затем на скорости уметь быстро ориентироваться. 

Конечно, в медленных поворотах можно еще отличать пилотов и по цвету их шлемов, можно даже рассмотреть фамилию гонщика, написанную на кокпите. Но вот на быстрых участках трассы, поверьте, глаза успевают прежде всего выхватить именно цвет видеокамеры.   

Сюрприз или интрига?


Не обошлось в новом календаре и без сюрпризов. Гран-при, намеченный на 2 мая, официально еще не объявлен. Будет ли это Германия (Нюрбургринг) или Португалия (Портимао)? 

Судя по тому, что через неделю 9 мая будет гонка в Испании, то предпочтение логичнее было бы отдать соседней Португалии. Но если посмотреть по карте, то оказывается, что расстояние по автобанам что из Нюрбургринга, что из Портимао до автодрома Монтмело составляет 1260 км. Для переезда команд на грузовиках со всем их имуществом это не составит труда. Фактически уже поздно вечером в воскресенье после гонки многие моторхомы готовы к отъезду. Лишь победители гонок позволяют себе расслабиться и завершить демонтаж своих моторхомов в понедельник. Но даже в этом случае добраться к утру в среду в Испанию в окрестности Барселоны для них не будет большой проблемой.

Пока же за 2 месяца до начала чемпионата организаторы Формулы-1 и FIA предпочитают оставить некоторую интригу по поводу 3-го этапа календаря. 

Судя по логистике прошлого сезона это место было выделено для дебютного Гран-при Нидерландов в Зандфорте. Но под влиянием второй волны пандемии коронавируса, сдобренной еще и новым британским штаммом, голландские власти предпочли перенести заблаговременно свой дебют на 5 сентября. Как раз между Бельгией и Италией во время «строенного» гоночного уик-энда. И встает вопрос: кто же примет на себя обязательства провести Гран-при в первое майское воскресенье? 

В целом, если судить о предстоящем сезоне Формулы-1 по опубликованному FIA календарю, то можно сказать, что он максимально приближен к тому, как это было до пандемии. Канада, Сингапур, Мексика, Бразилия, США, Япония и т.д. То есть мировой уровень Больших призов не подвергается сомнению. Вот только смогут ли перечисленные страны совладать с нынешний ситуацией, вызванной коронавирусом настолько, чтобы обеспечить необходимые условия проведения национальных Гран-при? Ведь многие из них наверняка рассчитывают провести гонки со зрителями, или хотя бы с частично заполненными трибунами.

Так что на данный момент остается в новом календаре и сюрприз, и интрига.

Чемпион без места в болиде?


Что касается составов команд, то коллектив участников предстоящего чемпионата в общем-то сформирован. Остается лишь маленькая, но весьма забавная формальность: подписать Льюису Хэмилтону контракт на этот сезон. Ведь фактически команда «Мерседес» по документам еще не доукомплектована. И единственный из 20 гонщиков пелотона, кто не имеет подписанного контракта на 2021-й год, - это действующий 7-кратный чемпион мира. 

Понятно, что руководство немецкой «конюшни» пытается снизить запрошенную британским чемпионом цену его участия. А Льюис, со своей стороны,  старается по максимуму себя «продать». Он понимает, что соглашаясь на снижение своей цены, он создает прецедент, который в будущем не позволит ему потом просить такую же высокую, как сейчас, зарплату.

Судя по слухам, предметом спора на сегодня у «Мерседес» и Хэмилтона является желание Льюиса иметь гарантированно высокий заработок на предстоящие 3 сезона. А вот немецкая команда в лице Тотто Вольфа хочет ограничиться лишь однолетним контрактом. Почему? Да потому что количество чемпионских титулов сейчас больше интересует Льюиса, чем команду. Ей будет достаточно и победы в Кубке конструкторов, по которой определяются гонорары и выплаты организаторов Формулы-1. К тому же в резерве у немецкого коллектива есть молодой, но очень быстрый гонщик Джордж Рассел, который пока отдан «в аренду» команде «Уильямс».

Выступление британского дебютанта всего в одной гонке в 2020-м году в Бахрейне за рулем машины Хэмилтона, который вынужден был пропустить Гран-при из-за своей болезни коронавирусом, было весьма показательным. Уступив своему товарищу по команде Вальттерри Боттасу всего 0.026 сек в квалификации, Рассел затем в гонке обошел финна. И если бы не ошибка команды на пит-стопе с заменой шин, то Джордж наверняка был бы победителем в той гонке. 

Именно успешное, в целом, выступление юного британца в Сахире сильно подорвало позиции Льюиса Хэмилтона на переговорах по своему новому контракту. Точнее сказать, у Тотто Вольфа появились в руках «козыри». Мол, если даже Льюис и уйдет, не согласившись на условия нового договора с «Мерседес», его будет кем заменить. А будет ли у Хэмилтона 8-й чемпионский титул, или нет, это личное дело самого чемпиона. «Мерседес» из-за возможного ухода Льюиса почти ничего в своем имидже не потеряет. А вот для самого британского гонщика это очень важно. Со своей нынешней командой у него очень высокие шансы стать самым успешным пилотом Формулы-1, опередив на этом долгое время незыблемом подиуме легендарного Михаэля Шумахера. А без контракта с немецкой «конюшней» Льюису вообще не найдется места в пелотоне. Вряд ли он согласится пересесть в машину аутсайдеров, например, ту же «Уильямс». А другие команды либо не смогут удовлетворить зарплатные амбиции британского чемпиона, либо не смогут ему предложить достойную технику. 

Вот и остается подождать несколько недель, пока нам сообщат результаты переговоров Хэмилтона и Вольфа. Скорее всего они завершатся подписанием контракта, причем, только на один сезон. Но все же интересно будет узнать, на каких условиях это произойдет.


Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter