Зима-плутовка

Календарь и традиции
Следующая неделя на какие–либо особо значимые праздники небогата, да ведь их уже было вполне достаточно. Так что наступает небольшая передышка. Зима у нас в этом году выдалась больше календарная — ни тебе настоящих снегов, ни морозов. Многие говорят: мол, природные сюрпризы современного времени. А вот и нет! Сохранились свидетельства, что в середине ХVII века в январе и феврале нахлынуло такое тепло, что в марте зацвели плодовые деревья, однако в самом начале мая ударили настоящие зимние холода, и природа в очередной раз показала, насколько обманчивой может оказаться ее «лагоднасць».

Фото: Ольга ПАК, «СБ».
Фото: Ольга ПАК, «СБ».

Но как бы то ни было, сейчас стоит зима, и она уже перевалила за середину, о чем в народной традиции восточных славян напоминает «Антон–полузимник». Его день приходится на 30 января. И почему–то именно он особенно любит народ «у зман зводзiць» — то обнадежит теплом, то нашлет сильные морозы. Люди так и говорили: «Антону веры не даваць, а сянца кароўцы даць». Вообще сам этот период называли «полузимником», но не столько из–за временной особенности, сколько из–за необходимости учета кормов для домашнего скота. Случалось, что запасы к этому времени уже существенно уменьшались и требовалось вводить режим экономии. Поэтому бытовало и еще одно название — «паўкормiца». Вместе с тем живность, хорошо ухоженная, сытая с осени и в первую половину зимы, как говорили, «весны не боится» и сумеет продержаться до долгожданного выхода на зеленую травку. Однако прокормить скот, сберечь, нормально добыть до «Юр’евай расiцы» — было одной из главных задач крестьянских хозяйств в середине зимы.

Вслед за «Антоном» шел «Афанасий» (31 января), который, в свою очередь, подключался к погодной неразберихе, затеянной предшественником: «Хавай нос у Апанасаўскi мароз», «Апанас–ламанос адмарозiць нос». Сам мифологический Мороз в народном представлении выглядел старым дедом с огромной бородой и усами, покрытыми инеем, одетый в «снеговую сермягу». Считали, мороз (уже как погодное явление) посылается богом на землю «на карысць» — чтобы заморозить реки и озера, создать ледяные мосты. Сильные морозы не воспринимались наказанием, поскольку помогали проводить санацию окружающего пространства. И даже если прихватывало сверх меры, то есть так, что по ночам трещали бревна в хате, говорили: «ледзяны дзед» старается — ходит от угла к углу, а то и вовсе садится на крышу дома. Относились к «ледзяному дзеду» очень уважительно и приглашали к столу на Коляды, стремясь задобрить и умилостивить. Но морозы, нагрянувшие по весне, превращались в настоящее бедствие, так как уничтожали озимые всходы и разную зелень, уже поднявшуюся с первым теплом. Наши предки полагали, что такие морозы посылает им некая злая сила.

День святого Афанасия считался своеобразным пиком зимы и, как правило, сопровождался метелицей, очень похожей на летающий гусиный пух. Поэтому на восточных территориях это время еще назвали «гусiным святам». По приметам, обилие снежинок предвещало, что в наступившем новом году выведется много гусят. Метель также сулила позднюю весну, из–за чего запасы могут закончиться раньше того времени, как появятся новые поступления. Вроде эта самая метель их повыметает. Солнце же по полудню, наоборот, обещало весну раннюю.

Последний день предстоящей недели открывает и последний месяц зимы. Само слово «февраль» происходит от латинского «фебрум», которым обозначали особый инструмент для ритуального очищения. Именно с февраля в Западной Европе начинались работы по подготовке почвы к севу, культивации деревьев. Соответственно проходили сопутствующие «обряды очищения». У нас февраль считали двуликим: с одной стороны, он «бокогрей» — потому что уже сильнее пригревает солнце и сосульки на солнечной стороне создают звонкую капель, а с другой — «люты», ведь холода еще дают о себе знать в полную силу. Но подробнее о февральских народных традициях поговорим в следующих выпусках нашей рубрики.

Советская Белоруссия № 13 (24643). Пятница, 23 января 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter