Зима патриархов

Взрослые дети и немощные родители. Что делать?
Взрослые дети и немощные родители. Что делать?

«Что делать с мамой, ума не приложу. Совсем сдала, еле ходит. Одна зиму точно не переживет, — сокрушалась позвонившая в корпункт «СБ» могилевчанка Инна Терехова. — Оформить ее в дом престарелых рука не поднимается, да и не пойдет она туда. И к нам не хочет, знает: у единственной дочери — однокомнатная «хрущевка» и двое ребятишек. Я к маме в деревню почти каждый день после работы мотаюсь, но одно дело — продукты принести и в хате прибрать и совсем другое — с дровами возиться, печь топить. Хотела на три зимних месяца определить ее в больницу на социальную койку, а там только руками развели. Мол, таких много, берем только одиноких. А что делать с нашими родителями? Смотреть за ними самим? Но если я уволюсь с работы, чтобы полностью посвятить себя уходу за мамой, кто тогда будет кормить детей?»

— Проблема действительно стоит остро, — соглашается в беседе со мной Алла Пуховская, заместитель главврача могилевской поликлиники N 11, обслуживающей жителей Могилевского района. — У нас всего 50 так называемых социальных коек: 25 в участковых сельских больницах, еще столько же — в Городищенской больнице сестринского ухода. «Конкурс» на эти места огромный, каждый день звонят, приходят люди с просьбой пристроить в больницу их немощных родителей. Мы вынуждены отказывать, ведь если летом еще можно найти место, то уже с октября — ноября все занято. Сами посудите: только в нашей поликлинике на обслуживании около 9 тысяч пациентов, которым уже исполнилось 80 лет. А всего в Могилевском районе таких стариков около 12 тысяч. Поэтому в первую очередь стараемся пристроить одиноких, которым действительно некому даже стакан воды подать.

Время пребывания пациента в больнице ограниченно, но так уж выходит — многие из попросившихся на зиму остаются здесь навсегда. Проблема у стариков одна: многим некуда уходить. Даже тем, у кого есть родня. «Сегодня у нас 25 коек и 26 пациентов, из них 12 — городские, — рассказала мне заведующая Городищенской больницей сестринского ухода Нина Шевченко. — Некоторые лежат уже по 3 года, хотя имеют и детей, и внуков, и племянников». К примеру, сын оставил в больнице своего старенького отца и не появляется уже несколько месяцев. Хотя регулярно получает за него пенсию. Другого дедушку еще летом привезла в больницу респектабельная дама. Обещала, что будет навещать, а по весне заберет к себе. Дедушка умер, не дожив до зимы и не успев попрощаться с родственниками. Ни одна из трех дочерей так его и не навестила...

«Своим пожилым пациентам мы советуем не торопиться «отписывать» жилье детям и внукам. Чтобы потом не стать для них обузой, — продолжает Алла Пуховская. — Да разве ж они слушают! Ежегодно обращаются люди, которых «добрые» родственники выселили и которым теперь некуда деваться. А мы при всем желании не можем всем помочь, ведь больница — не общежитие».

...В Могилевскую больницу сестринского ухода, рассчитанную лишь на 25 коек, стариков обычно привозят из городской или областной больницы. У кого–то из них, перенесших инсульт или операцию, есть дети, кто–то остался на старости лет один–одинешенек. «Взрослых детей, отдавших нам своих родителей, я не осуждаю, — признается заведующая больницей сестринского ухода Светлана Масальцева. — Их понять можно: одни живут далеко, у других работа такая — почти каждый день командировки, не могут за родителями присмотреть. А теперь спокойны, знают, что с их папами и мамами все в порядке: в тепле, накормлены, врач рядом. Кстати, наших дедушек и бабушек родня навещает регулярно».

Только на Могилевщине живет сегодня более 100 тысяч одиноких пожилых людей. Большинство из них нуждаются в помощи и уходе. Все состоят на учете в поликлинике, к ним домой регулярно приходит участковый врач, а при желании — социальный работник. «На обслуживании у нас состоят 302 человека, в том числе 148 одиноких, — сверяется с документами заведующая отделением социальной помощи на дому Центра социального обслуживания населения Октябрьского района Могилева Ирина Буглакова. — У 126 стариков есть родные, но они по разным причинам не могут целый день быть рядом, потому и нанимают сиделку. Услуги ее стоят чуть больше тысячи рублей в час, за это время сиделка успевает не только дать больному пенсионеру лекарство, приготовить еду, сбегать в магазин, но, если надо, и принести дров, натопить печь. Кстати, спрос на услуги сиделок растет, особенно в зимний период, ведь в нашем районе много частных домов».

Нанять на зиму сиделку для мамы решила и звонившая в могилевский корпункт «СБ» могилевчанка Инна Терехова. По ее словам, это прекрасный выход. Пока сама на работе, а дети в школе, будет кому о старушке позаботиться и накормить.

...Но все же услуги сиделки подходят не всем. Старики — те же дети, беспомощны, нуждаются в опеке, и многим из них, особенно тяжелобольным, лежачим, жизненно необходимо, чтобы не час–два в день, а постоянно кто–то находился рядом. А это значит, что количество социальных коек в больницах нужно увеличивать. По мнению самих специалистов, в таком городе, как Могилев, их должно быть не меньше сотни.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter