Зима идет? зиме — дорогу!

Зима задержалась почти на два месяца, но все же пришла. Хотя выпавший снег уже не первый — вспомните, как “метелила” погода в начале ноября. Сегодняшний снежный покров будет более долговечным, обещают синоптики. Но чего не хотелось бы, так это сугробов на дорогах и тротуарах. Будем надеяться, что ноябрьский снег “размял” наших дорожников, а они, в свою очередь, засиделись и готовы к новой борьбе с ним и его “подружками” — слякотью и гололедицей. “Оружие” для борьбы дорожники выбрали традиционное: песок и хлористый натрий (техническая соль). Глядя на Москву, где ежегодно рекламируются новые химические реагенты (даже такие, которые, попадая на почву, действуют как удобрения), мы не могли не поинтересоваться о причинах нашей консервативности — ведь солью и песком дороги посыпали еще до войны.

Причин оказалось несколько. Но главная, как вы догадались, в цене — 1 тонна соли (Солигорск представит любые объемы) стоит около 6 тысяч белорусских рублей.
— А, например, хлористый кальций (популярный противогололедный реагент) оценивается уже порядка 150 долларов за тонну, — рассказал Вячеслав Шевчук, начальник отдела минеральных удобрений Института общей и неорганической химии НАН Беларуси. — Его еще нужно и хранить в герметичных условиях, выгружать остатки из машины... Наши рабочие вряд ли будут соблюдать все правила.
— Да, у нас отсутствует опыт применения других реагентов, — соглашается Анатолий Шагун, замначальника управления коммунального хозяйства и энергетики Министерства жилищно-коммунального хозяйства. — К тому же при наших частых перепадах температуры по обе стороны 0° С другие реагенты часто бывают неэффективны.
И это правда. Пять лет назад улицы Москвы обработали новым химикатом — раствором хлористого кальция, который не оказывает такого губительного воздействия на кузов автомобиля, как соль. Но из-за непредвиденной оттепели реагент не только не помог в предупреждении ДТП, но и создал пленку на поверхности дороги, по свойствам похожую на разлитое подсолнечное масло. Количество аварий резко выросло.
Практика использования реагентов за рубежом зависит от климата. Например, Прибалтика, как и Беларусь, пользуется в основном солью. В умеренных зонах (Германия, север Франции) используют гранитную крошку (1—5 мм). Причем весной эту крошку аккуратно собирают и везут на склад — до следующего снега.
— У нас крошку использовать бесполезно — всю ее вынесет к обочине после первого же снегопада, — уверен Вячеслав Шевчук.
Что же нас не устраивает в соли? Скорее всего то, что из-за нее машины настолько боятся зимы, что осенью даже теряют в цене, а весной, наоборот, набирают. И еще то, что пешеходы утром обнаруживают белые разводы на обуви.
— Соль на самом деле ускоряет коррозию металла в десятки раз, — подтверждает Вячеслав Шевчук. — Что касается обуви, то такие эксперименты давно не проводили. Но по данным, полученным лет двадцать назад, соль, которой посыпают дороги, на 10 процентов увеличивает износ кожи.
По словам химика, сегодня разработано много добавок и составов, которые уменьшают коррозионное действие соли. Но все снова упирается в экономику. Антикоррозионная добавка удорожает стоимость тонны соли на... 4 доллара. Уверен, что многие водители (с радостным вздохом) скинулись бы дорожникам на химические добавки к соли, лишь бы защитить свою машину. Ведь необходимая для защиты кузова автокосметика стоит на порядок дороже (не говоря уже о ремонте).
Но пока остается мириться с солью. Поэтому в сухую и не очень морозную погоду Вячеслав Шевчук советует лишний раз помыть машину. Легко смываются и разводы с обуви.
Еще один минус соли заключается в экологическом вреде.
— Мы стараемся вывозить как можно больше снега за город, но он все равно тает на дороге, попадает в сточные воды и в конечном счете в водоемы, — рассказал Анатолий Шагун.
— Да, соль резко угнетает придорожную растительность, — признает Вячеслав Шевчук. — Но если бы дорожники все делали правильно, то все было бы нормально. А я видел, как машины, предназначенные для разбрасывания соли и песка, разбрасывали чистую соль. Получается 10-кратная передозировка.
В любом случае на примере дорог очевидна экономическая диалектика: посыпая дороги солью, чтобы избежать лишних аварий (и трагедий), мы угнетаем растения, а экономя тысячи на химических добавках к соли, тратим миллионы на ремонт. Все связано, только каждая сторона отстаивает свой интерес.
Кто отвечает за дороги?
Республиканские    дороги (15 406 км) — под прямым контролем Департамента “Белавтодор” (Минтранс). К этим дорогам самые высокие требования по содержанию и обслуживанию.
Местные дороги (67 553 км) находятся под опосредованным контролем со стороны Департамента и на прямую подчиненяются областному исполнительному комитету в лице облдорстроя. В районах местные дороги, как правило, обслуживаются ДРСУ.
Городские дороги (улицы) обслуживаются организациями ЖКХ районных и городских исполкомов.

 Кстати Цена безопасности Из-за аномально теплой погоды в ноябре и декабре минувшего года для обработки дорог предприятия департамента “Белавтодор” использовали противогололедных материалов на 15 процентов меньше обычного.
Январскую выгоду посчитают позже. Но настоящая зима наконец-то пришла, работы предстоит много, поэтому, по мнению начальника управления содержания дорожной сети департамента “Белавтодор” Василия ЯКОВЛЕВА, по итогам первого квартала экономия если и будет, то небольшой.
Благодаря теплой погоде и сэкономленным средствам больше провели ямочного ремонта, других дорожных работ. Нет повода к будущему сезону менять объем финансирования, заготовки противогололедных материалов и количество занятых людей, материалов, уверен он.
Из-за роста цен на энергоресурсы система финансирования отрасли существенно не изменится. Тем не менее, признал заместитель министра финансов Иван ШУНЬКО, “какие-то расходы по отдельным программам точно придется исключить”.
За минувший год на дорогах общего пользования в Беларуси погибло около 1,3 тысячи человек, в нынешнем году планируется снизить этот показатель как минимум на 100, сообщил заместитель начальника УГАИ МВД Евгений КАРПОВИЧ. И улучшение качества дорог в осенне-зимний период может в этом существенно помочь.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter