Журналиста-аграрника всегда кормили ноги

ОКОЛО шести десятков лет я отдал родной газете. Погружаясь в «дела давно минувших днейвсегда кормили ноги», с огромным удовольствием вспоминаю старых друзей, с которыми трудился в «Сельской газете» (ныне «Белорусская нива»). Со многими из них общаюсь, приходя в столичный Дом

О главных редакторах и писателях

Только со временем понимаешь, как важна дружба между коллегами. Вспоминается: у каждого из пишущей братии был свой характер, чувство собственного достоинства. Но всех их объединяла любовь к избранной профессии, желание интересно рассказать в публикуемых материалах о тружениках белорусской деревни, о нелегкой работе хлеборобов и животноводов. Газета служила трибуной передового опыта аграрников.

«Сельская газета» оставила неизгладимый след в сердцах тех, кто в ней трудился. Она дала путевки в жизнь многим талантливым мастерам творческого цеха. Одни из них стали главными редакторами, замами главредов в печатных изданиях, другие — известными во всей стране публицистами. А наш «однополчанин» журналист-аграрник Виктор Леганьков долгие годы проработал собственным корреспондентом по Беларуси в «Сельской жизни». Его перу принадлежит роман «Время летних гроз», а также сборники очерков «Земля отцов», «Ветераны», «Люди высокого долга». Завершил он свою трудовую деятельность в родной газете, и теперь не ленится взяться за перо. Большую школу жизни прошли в «сельчанке» наши коллеги Светлана Алексиевич, Виктор Шимук, Владимир Шитик, Алесь Ставер, Эрнест Ялугин, Владимир Правосуд, пополнившие ряды писателей.

Никто из нас не забудет и колоритную личность главного редактора Владимира Васильевича Матвеева, который учил жить увлеченно, а работать — творчески, с азартом. Зычный голос «шефа» гремел в его кабинете, в других наших апартаментах, располагавшихся на первом этаже Дома печати...

Деятельным, откликавшимся на все события общественной жизни, оставался всегда и Андрей Данилович Колос, также возглавлявший «Сельскую газету». Он часто называл секретариат «штабом» редакции. Нам, работавшим на этом ответственном участке, было приятно слышать такую оценку от руководителя стабильного, дружного коллектива. Своей энергией он заряжал каждого из журналистов, среди которых было немало фронтовиков, прошедших дорогами войны, не раз смотревших смерти в глаза. Затем рядом с ними появилась молодая «поросль» — талантливая, задорная.

О молодой поросли

Готовя номер «сельчанки», как любовно называли ее читатели, журналисты стремились проявить свой профессионализм и мастерство. Яркой строкой в летопись газеты вошел проект «Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография», осуществленный в 1981—1985 годах. В нем нашла отражение жизнь всех районов Беларуси. Немало поездок совершили по республике, оперативно собирая материалы, Альберт Стряпчий, Инесса Мицкевич, Виктор Захарчук, Андрей Юдчиц, Владимир Андриевич, Александр Шабалин, Степан Бородовский, Иосиф Калюта, Александр Рудницкий, Михаил Кучко, Николай Галко, Владимир Николайчук, Ольга Егорова, Виктор Чернушенко, Павел Стасевич, Николай Васьков, Николай Курганский, Владимир Борисенко, Сергей Михович и другие.

Большой вклад в выпуск районных страниц внесли и наши фотокорреспонденты Леонид Эйдин, Владимир Кашкан, Григорий Кадет. В пургу и слякоть, в знойный день и под дождем они колесили по республике, запечатлевая все, что увидели. Возвращаясь из командировки, они спешили в фотолабораторию, чтобы выдать на-гора иллюстрации.

Планируя газетные полосы, работая с макетами и гранками, подбирая материалы, мы также старались делать газету интересной, привлекательной. Чувство гордости испытал коллектив, когда журналистская эпопея получила высокую оценку у руководства республики и читательской аудитории. Радовало и то, что тираж газеты в те годы достигал почти 150 тысяч экземпляров.

О поездке в Москву на ВДНХ СССР

Как-то мне и ответственному секретарю редакции Альберту Стряпчему было поручено подготовить к выпуску буклет «Сельская газета» для павильона «Советская печать» на ВДНХ СССР. Мы оперативно справились с заданием. Редколлегия поощрила меня поездкой в Москву, «нагрузив» частью тиража. Вторую половину привез Леонид Эйдин. Приехав на такси с вокзала на выставку, вошли, оба прихрамывая, в павильон. Его директор заулыбался и шутливо спросил: «Откуда, голубчики?» «Из Беларуси», — ответили мы. «А что, у вас еще война не закончилась?» «Закончилась, сейчас ведем мирное строительство...» Москвич похвалил качество привезенного буклета. Вернувшись в Минск, я рассказал об этом директору Издательства ЦК КП Беларуси Борису Александровичу Кутовому. Он был рад такому отзыву.

О мастерах «одной секунды»

Хочется сказать несколько теплых слов и о фотокорах других республиканских изданий, предлагавших нашему секретариату свои снимки. Большой известностью в республике пользовался Лев Попкович из «Советской Белоруссии». После тяжелого ранения на фронте он лишился ноги и вынужден был передвигаться на протезе. Но и это не мешало ему запечатлевать на пленке многие события. Ему довелось снимать партизанский парад в Минске в июле 1944 года, руины разрушенной фашистами белорусской столицы, новостройки города — тракторный, автомобильный и другие заводы. Ведущим фоторепортером был он и на мероприятиях с участием руководства республики, на партийных съездах и сессиях Верховных Советов СССР и БССР, на праздничных парадах. Однажды с Львом Игнатьевичем произошел несчастный случай. Будучи в командировке в Москве, он фотографировал на территории Кремля делегатов партсъезда от Беларуси. Во время съемки у него подломился протез, и он, «тяжеловес» (свыше 100 кг), рухнул на мостовую. Земляки помогли ему подняться, вызвали «скорую». По их просьбе на Московском протезном заводе срочно был сделан новый протез, и фотожурналист продолжил работу, выполняя редакционное задание.

Фотографии, сделанные Попковичем, украшали страницы и «Сельской газеты».

В числе наших внештатных авторов был и фотокорреспондент «Чырвонай змены» Федор Бачило, прославившийся еще в годы Великой Отечественной войны. Он был одним из участников партизанского движения в Минской области, возглавлял комсомольско-молодежную группу подрывников. Под непосредственным руководством Бачило и при его личном участии в годы оккупации под откос были пущены 28 немецких эшелонов. Выходил он с товарищами на «охоту» и на гитлеровских патрулей, охранявших железнодорожную магистраль, участвовал в разгроме вражеских гарнизонов. Боевые дела Федора Бачило были отмечены высокой наградой Родины — орденом Ленина. Вот с таким отважным парнем нам довелось трудиться под одной крышей, дружить с ним.

За долгие годы работы мы сжились и с ветераном-фотомастером из «Звязды» Николаем Амельченко. Не раз выручал нас этот обаятельный человек, принося снимки разнообразной тематики — официальные, а также сделанные на селе. Охотно помогал он и коллегам. Как-то, готовя репортаж из Центрального музея В. И. Ленина в Москве, я обнаружил, что моя пленка засвечена. Пришел на помощь Николай Алексеевич, у которого в архиве нашелся нужный кадр.

Мгновения Петра Костромы, ставшие историей

Под многими снимками в «Сельской газете» стояла подпись «Фото П. Костромы». Запечатленные им мгновения стали историей. Первые свои иллюстрации он сделал в казахстанской Караганде, где работал на шахте навалоотбойщиком. Вернувшись в 1978 году в Беларусь, наш земляк продолжил трудовой путь на строительстве Минского метрополитена. И здесь он не расставался с фотоаппаратом. Когда газете нужны были снимки для репортажей о сооружении «подземки», он охотно откликался на наши просьбы. Будучи фотолетописцем метро, Петр Васильевич отдал этой важной стройке около 20 лет. Фотографировал Петра Мироновича Машерова и Александра Григорьевича Лукашенко во время посещения ими строящейся транспортной магистрали.

Об Алеше Скворцове из «Баллады о солдате»

В мае 1985 года во время Всесоюзного кинофестиваля, проходившего в минском Дворце спорта, я решил взять интервью у популярного артиста Леонида Каневского, который прославился ролью сыщика в фильме «Следствие ведут знатоки». К сожалению, наши пути с ним разошлись. Увидев меня, огорченного, Амельченко предложил выход — принять участие во встрече зрителей со звездой советского кинематографа Владимиром Ивашовым, исполнителем главной роли в фильме «Баллада о солдате». Актер, на которого свалилась неслыханная популярность, с удовольствием рассказывал о работе над образом рядового Алеши Скворцова, о других съемках в кино, тепло отозвался о Беларуси-партизанке, дал мини-интервью. А напоследок Амельченко сфотографировал этот радостный момент.

Александр ПЕДИК, ветеран «Белорусской нивы»

НА СНИМКЕ: во время летучки у редактора «Сельской газеты» Владимира Васильевича МАТВЕЕВА.

Фото из архива

Листая сегодняшние страницы «Белорусской нивы» — продолжательницы славных традиций «Сельской газеты», мы видим: она целенаправленна в своем движении, являясь по-прежнему выразителем чаяний и интересов жителей белорусской провинции, отдающих свой труд преобразованию родной земли.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter