Журден и его команда...

В молодежном театре вспомнили о классике

В молодежном театре вспомнили о классике


Театр — коллективная история. Как ни уговаривай себя, что можно состояться в моноспектакле или в каком другом автономном творческом плавании, настоящая актерская реализация в театре возможна только через партнерство. Когда твои партнеры, массовка превращаются в ненужный, пассивный балласт спектакля, а не его органичную часть, никакой виртуозной игрой ситуацию не исправить: как говорится, плетью обуха не перешибешь.


Печальное веяние времени: современный актер часто существует исключительно в пределах собственной реплики, роли, монолога. Только что на часы не поглядывает. Негласное правило — если не занят во втором акте, выходить на поклон необязательно, — пришлось кстати нашему рыночному времени. Всем надо успеть по своим адресам: зрителю — в гардероб, актеру — на ночные съемки очередного сериала. Здесь уж не до ансамбля, не до желания потешить собственное самолюбие и азартно предложить зрителю не просто переложение известного сюжета, а настоящий ребус, кроссворд, кунштюк. Потому так отрадно встретить спектакль, поставленный как будто не в нашем времени, вне его требований: искренний, смешной, поучительный. Старомодный, если хотите. Ансамблевый. И кунштюк здесь, как и следует, припасен для финала.


Спектакль «Полоумный Журден» — несомненная удача Белорусского государственного молодежного театра. И ансамблевость в нем, несомненно, присутствует. Режиссеру спектакля, народному артисту Республики Северная Осетия–Алания, художественному руководителю Белорусского государственного молодежного театра Модесту Абрамову удалось не только создать просторное поле для актерской игры бенефицианта спектакля, заслуженного артиста Беларуси Сергея Журавля, но и вовлечь в действие всех остальных. Здесь все словно бы «зажигаются» друг от друга, дают «прикурить» и себе, и зрителю, передавая по кругу фитилек с живой энергией.


«Полоумный Журден» Михаила Булгакова, переосмысленная комедия Мольера «Мещанин во дворянстве», — одна из тех историй в мировой драматургии, сыграть которую можно только вот с такой полной отдачей и заинтересованностью всего задействованного актерского состава. Пусть очередная «говорящая голова» из телевизионного ящика скажет, что Мольер безнадежно устарел, а очередной модный режиссер, бритый наголо, сломя голову побежит на вокзал с диктофоном наперевес, чтобы записать монологи вокзальных бомжей и проституток, утверждая, что «документальный театр» — и есть та обетованная земля, к которой следует стремиться. Мы все же оставим за собой право откупорить шампанского бутылку и перечесть томик «затертой» классики. В новом спектакле Сергей Журавель показывает не только весь свой боевой актерский арсенал, но и припечатывает зрителя в нескольких местах совершенно новыми эмоциональными нотами своей игры. «Закончен день, и, признаюсь вам, господа, я устал. И что–то ноет моя хромая нога. А что помогает моей ноге? Мускатное винцо», — лукаво усмехается его герой Луи Бежар, исполняющий роль Журдена.


Это не водевиль и не кабак, это тонкая «мольериана» с привкусом трагедии в финале. Видимо, мрачные думы одолевали Михаила Афанасьевича Булгакова, если в одной из финальных ремарок пьесы значится: «Все действующие лица проваливаются в пол». То ли от стыда, то ли от страха... Но проваливаться под пол актерам молодежного вовсе не следует. Модест Абрамов и его актеры вновь напомнили: «Полоумный Журден» — история чрезвычайно актуальная и сегодня. Сколько вчерашних обывателей и мещан вдруг неожиданно запели, заговорили «прозой» с экрана телевизора, стали писать книги, сниматься в кино, кататься на коньках в ледовых шоу. Кто–то выкачивает из этой лихорадки деньги, кто–то теряет себя, превращаясь в полный ноль. Кто бы шепнул Жанне Фриске на ушко: читайте классику, там все уже описано.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter