Журавлиный клин над Волоколамском

На IV Международном фестивале военно-патриотического фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» Татьяне Самойловой вручили шоколадную «Пальмовую ветвь».

У фестиваля «Волоколамский рубеж», как и у войны, не женское лицо.  И проходит он в конце ноября, как напоминание о том, как именно в эти дни суровой зимой 1941-го здесь насмерть стояли герои-панфиловцы, обозначив первый рубеж будущей Победы.
«Выбирая программу показов, думаем прежде всего о молодом поколении, – сказала на открытии форума в новом спорткомплексе «Лама» президент фестиваля – народная артистка России Ирина Скобцева-Бондарчук. –  Война коснулась почти каждого в нашей стране, и личная память людей стала тем нравственным мостом, который объединял нас. Предназначение искусства вижу в том, чтобы вести зрителя к идеалам, смены ориентиров не приемлю».
«Волоколамский рубеж» длится всего пять дней, охватывая кроме Волоколамска Истру, Рузу, Лотошино и Шаховскую. С утра до вечера здесь все смотрят кино. Гламурные «тусовки» не предусмотрены. Из экскурсий  – поездки к памятнику Героям-панфиловцам, в Иосифо-Волоколамский монастырь ХV века, в усадьбу Гончаровых в Малом Яропольце.
По-настоящему сильной была в этот раз программа документальных фильмов. Центром своих исследований, не сговариваясь, авторы выбрали неординарную человеческую личность. 
В одном  ряду с легендарным маршалом Коневым («Маршал поля» Марины Дохматской, Россия,  приз Совета предпринимателей Волоколамского района) и Героем Советского Союза, бесстрашным летчиком Иваном Федоровым («Старик и небо» Михаила Масленникова) оказались медсестра, погибшая на чеченской войне («Целую, мама» Алексея Васильева, Россия, Главный приз), летчик Андрей Зеленко,  спасший 200 новобранцев при отказе всех систем самолета («Второе рождение» Валентины Куликовой-Толчан, Россия, Спецприз жюри), первая в мире женщина-тренер боевых дельфинов («Галина Шурепова – «Человек-амфибия»  Алексея Малечкина, диплом жюри)…
Настоящие герои нашего времени, которых, увы, не увидит широкий зритель, сетовали члены жюри, возглавлял которое известный документалист, профессор ВГИКа Игорь Беляев.
Собственно, военным действиям были посвящены фильмы «Чувствую себя защитником» Владимира Васильева (Россия, приз администрации Волоколамского района) и «Косово. Бесконечный погром» Бане Милошевича (Сербия, диплом жюри). 
В конкурсе художественного кино, к сожалению, априори все было предрешено. Против «тяжелой артиллерии» «12» Никиты Михалкова (Главный приз и приз за лучший актерский ансамбль) и «Агитбригады «Бей врага!» Виталия Мельникова (диплом жюри) были выставлены в большинстве своем режиссерские дебюты или фильмы далеко не таких маститых авторов.
Получилось, что «18 квадрат» Джахонгира Касымова (Узбекистан, диплом жюри) и «Граффити» Игоря Апасяна (Россия, Спецприз жюри) соревновались как бы в другой номинации. Не очень яркое впечатление оставили российско-белорусские проекты «про войну», несмотря на то, что фильм Марии Можар «Враги» продюсировал Алексей Учитель, а в главной роли картины Аллы Криницыной «Родина или смерть» снялась Екатерина Редникова. Приз зрительских симпатий получил фильм Ивана Соловова «Отец» по рассказу Платонова «Возвращение» – снятый, увы, вне платоновского пространства.  
Вне конкурса был показан фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», победитель Каннского фестиваля 1958 года и единственный обладатель «Золотой пальмовой ветви» из России, – в честь его 50-летия. Татьяна Самойлова (приз за лучшую женскую роль) рассказала о своих поездках в Канн и Париж, о встречах со звездами мирового экрана. О том, как получила предложение из Голливуда сыграть Анну Каренину в паре с Жераром Филиппом, но этому помешали обстоятельства. В память о ярком событии в жизни актрисы ей вручили «Пальмовую ветвь». Правда, шоколадную.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter