Лидеры жатвы: сельхозфилиал «Клевцы» первым в Лиозненском районе выполнил госзаказ

Журавли над нивой

- Сегодня у нас туман, — сообщает председатель Лиозненского районного Совета депутатов Тамара Дриленок по дороге в СФ «Клевцы». — Поэтому комбайны раньше десяти утра не выходили — потери были бы неминуемы.

Недалеко от деревни на поле, где полоска стерни соседствует со свежевспаханным участком под озимые, замечаем уникальную картинку. На этой границе урожая нынешнего и будущего обосновалась целая стая аистов. А чуть дальше — молодые журавли. Боясь потревожить эту красоту, аккуратно выходим из машины. Но белокрылые птицы очень осторожны и уже через секунду взмывают вверх, следом за ними с громким курлыканьем поднимается и журавлиная молодежь… Завораживающее зрелище!


Спешить не в ущерб делу

А вот и отряд комбайнов, которые быстро прочесывают небольшой участок озимой пшеницы.

— В девять утра вместе с моим заместителем по растениеводству — главным агрономом Леонидом Соловьевым техника была уже в поле, — сообщает руководитель хозяйства Зоя Катович.  Здесь и ждали, пока уйдет роса. Чтобы не терять время, специально выбрали поле с негустыми посевами — оно быстрее проветрилось. Сейчас перейдем на более урожайный участок.

Пока главный агроном проверяет за комбайнами качество уборки, Тамара Дриленок отмечает: Леонид Аркадьевич — специалист уникальный, таких поискать. «Человек года Витебщины», свыше 30 лет работает в «Клевцах». Возможности каждого пятачка земли знает как свои пять пальцев. Поэтому и стратегия полевых работ в хозяйстве — это полностью его вотчина. Всю зиму сидит, обложившись картами: анализирует, что, где и когда сеять. А весной раньше времени его под дулом пистолета не заставишь совершить агрономическую ошибку. Выйдет в поле, бережно возьмет щепотку земли, пропустит сквозь пальцы и заявит: хоть стреляйте — сеять не буду! Почва, мол, не созрела для приема семян. Зато потом, когда все готово, — обеспечит ударные темпы работ, от аграриев ни на шаг не отойдет. Каковы итоги такой профессиональной щепетильности? Зоя Катович называет цифры: урожайность по хозяйству сейчас составляет почти 50 центнеров с гектара — это значительно больше прошлогодней. Некоторые участки дают по 60 и выше. Есть все шансы собрать вал в 5 тысяч тонн. Этого с лихвой хватит на семена, фураж, расчеты за минеральные удобрения. Да и план по госзаказу будет перевыполнен.

Зерносушильный комплекс.

— Мы с поставок в закрома государства и начали, — отмечает руководитель. — Продовольственная безопасность страны — самое важное. Сдали на Лиозненский хлебоприемный пункт 400 тонн высококачественной пшеницы. Убирать начали 3 августа, когда хлеба полностью созрели. Да и то влажность местами до 28 процентов доходила. Но у нас отличные комбайнеры, так что справимся быстро.

Отряд профессионалов

За штурвалами четырех агрегатов «Полесье» и одного CLAAS — Андрей Катович, Григорий Никонов, Владимир Барановский, Сергей Слепнев и Григорий Охмуш. Кстати, четверка районных лидеров жатвы — из «Клевцов». Вот такой результат…

На одном из комбайнов загорается лампочка — бункер полон. Яркий МАЗ, дежуривший неподалеку, срывается с места. Пользуемся моментом и знакомимся с комбайнером. Григорий Охмуш работает в хозяйстве восемь лет. Каждую жатву — на «Полесье». Необычность в том, что ранее Григорий бороздил хлебные нивы в Украине. Работал на «Доне».

— Переехали с семьей в 2015 году, — на ходу сообщает Григорий Григорьевич. — Все у нас хорошо, всем довольны. Подробнее жена Ольга расскажет, вы ее на сушильном комплексе найдете, а я тороплюсь.

Разговор, увы, получается коротким.

Комбайнер Григорий Охмуш.

Что ж, вслед за автомобилями с тяжелым хлебным грузом едем на сушильное хозяйство в Стасево. Руководитель филиала рассказывает: мощностей сушилки хватает. В сутки в зависимости от влажности можно довести до готовности около 200 тонн зерна. Отвозкой хлеба занимаются автомобили «Витебскоблдорстроя», в ведении которого и находится сельхозфилиал.

— Хозяйство у нас небольшое. Компактное. Десять лет назад было 140 человек в штате. Сейчас всего 85, — сетует Зоя Васильевна. — Увы, сельская жизнь не для всех заманчива. Поэтому хорошие кадры на вес золота. Особенно во время жатвы. Обеспечиваем ее участников всем необходимым: на поле дежурят сотрудники МЧС, вкусные обеды готовит повар Татьяна Кудрявцева. Оплата за питание — всего 20 процентов от его стоимости. К уборке в нынешнем сезоне — около 1100 гектаров зерновых.

Параллельно в «Клевцах» сушат сено, готовятся к севу озимых. Решили в этом году увеличить их площади до 800 гектаров. Урожайность показывает: надо делать ставку на озимые культуры. Порадовала пшеница сорта «патрас», поэтому решили закупить еще 10 тонн элитных семян и заложить гектаров 30 новых семенников.

— Хлеб — один из важнейших источников дохода, все на нем завязано, — объясняет руководитель. — Потому и внимание такое. У нас около 2,1 тысячи голов скота, так что для животноводства нужно немало фуража. Будет зерно — будет мясо и молоко.

А сколько, интересно, зарабатывают сегодня комбайнеры? Ведь финансовый стимул один из важнейших. Задаю этот вопрос Зое Катович и удивляюсь озвученным цифрам. Оказывается, каждому из главных героев жатвы начисляется в день 250—280 и даже 300 рублей! Начинаем детализировать: система оплаты труда очень интересная. Комбайнеры не гонятся за количеством, а больше заинтересованы в качестве. Чем ниже урожайность и труднее участок, тем выше оцениваются намолоченные тонны. А еще доплата за помощника, начисления за амортизацию техники, за отсутствие технологических и дисциплинарных проступков — вот и получается кругленькая сумма.

Хлеб — понятие интернациональное

…На току жизнь кипит. Машины друг за дружкой сгружают свеженамолоченное зерно, натужно пыхтит сушилка. А вот и Ольга Охмуш. Вчерашняя переселенка из Украины, а нынче — заведующая зерносушильным комплексом СФ «Клевцы».

— Мы с мужем переехали сюда с Донбасса, где велись активные боевые действия. Оставаться на родине было опасно. Спасибо Беларуси за прием: сразу нашли работу. В «Клевцах» в первый же день нам дали жилье, снабдили всем необходимым: дровами, кроватями и даже посудой, — вспоминает Ольга Леонидовна. — Сейчас у нас большое хозяйство: две коровы, свиньи, бройлеры и другая живность. Дочь помогает управляться, она тоже в штате сельхозфилиала. Берем бычков на откорм. Стремимся хорошо заработать и достойно жить. В Беларуси это может каждый, кто не боится труда, — уверена переселенка.

Кстати, в Донбассе у семьи Охмуш был хороший дом и собственный бизнес — сеть магазинов. Теперь все разбито и уничтожено. Ольга вспоминает прошлое как ад. Возвращаться некуда, как говорит, да и незачем. Семья уже обжилась на новом месте, получила гражданство. И так же, как и все сельчане, переживает сейчас за судьбу урожая. Ведь жатва — дело общее. Хлеб не имеет национальности, но зато имеет свойство быть основой всего — добра, благополучия и независимости.

Begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter