Впервые "Учителем года Беларуси" стал педагог-языковед

Журавль в надежных руках

Вчера разрешилась главная педагогическая интрига — учителем года Беларуси назвали Светлану Румянцеву из Боровухской средней школы № 15 г. Новополоцка. Впервые в истории конкурса главный «Хрустальный журавль» наконец оказался в руках у учителя белорусского языка и литературы (до этого побеждали лишь два филолога и оба — учителя английского языка). В соревновании принимали участие около 30 тысяч профессионалов, но до финала дошли только 56, из них лишь восемь (по количеству номинаций) стали суперфиналистами. Собственно, этой великолепной восьмерке и предстоял один из самых непростых этапов — показать свое мастерство на сцене сразу в трех конкурсах.

ФОТО ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО

С первой секунды стало ясно: тут оказались лучшие. Сначала претенденты на победу изрядно нервничали, отвечая на каверзные вопросы импровизированной пресс–конференции. Нужен ли учителю дресс–код? Одаренный учащийся — благо или испытание? Да, поразмыслить тут было над чем. Но педагоги быстро освоились и уже не скрывали эмоций, выступая на тему «Учитель вчера, сегодня, завтра». А самым зрелищным получился этап мини–уроков о том, как найти свое место в жизни. Этот учебный марафон из восьми 20–минутных занятий прямо на сцене на пару часов вернул всех зрителей конкурса в школьные годы. И в очередной раз доказал: учитель — одна из самых творческих и креативных (это слово здесь звучало особенно часто!) профессий.

Министр образования Игорь Карпенко вручает приз Светлане Румянцевой

...Звон колокольчика — и на сцене первый урок. История. У доски — Андрей Иванов из оршанской средней школы № 3 (этому участнику было особенно непросто, ведь действующий обладатель «Хрустального журавля» — историк Виктор Жук из Молодечно, который сейчас в жюри). А за партами разместились финалисты педагогического конкурса, которым на суперфинале досталась тоже непростая роль — изображать учеников 12–го класса. В зале то и дело шутят: «Все как в школе: в первых рядах девчонки–отличницы, а мальчишки сели на галерку». И пока класс разбирался в отличиях первобытного общества от современного, тема урока плавно перетекла в домашнее задание: занять именно свое место в жизни. Следующая по расписанию — физика, а в роли конкурсанта второй кандидат–мужчина — Максим Дубина из средней школы № 1 г. Фаниполя. Потомственный педагог покорил аудиторию еще и чувством юмора. Это он зарядил зал ироническими замечаниями о том, что учитель, гуляя со своим ребенком, параллельно следит за всем двором, а возвращаясь с работы, несет сумки страданий школьников. А на мини–занятии мастерски вывел формулу успеха, подкрепив ее наглядными физическими опытами. За третий урок отвечала учитель музыки и вокала столичной СШ № 53 Ольга Махитко — участница с самой громкой группой поддержки и самыми высокими баллами по результатам предыдущих этапов (347!). Для сравнения: другие суперфиналисты набрали около 322 — 333. А ее урок стал наглядным примером того, как важна и нужна музыка человеку любого возраста: зрители охотно подпевали, хлопали в такт и вместе с «учениками» осваивали правильное дыхание, «чтобы не устать по дороге к своему месту в жизни».

Юлия Костоломова привнесла на конкурс атмосферу Испании
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА

Оценивало суперфиналистов в этом году и детское жюри. И свою симпатию титулованные школьники из разных регионов отдавали Татьяне Апанович, воспитателю молодечненского яслей–сада № 24. Она после большой перемены на 20 минут превратила наших двенадцатиклассников в дошколят, презентовав урок о важности профессий в нашей жизни. Позже польщенная вниманием детского жюри Татьяна, за плечами у которой 15–летний опыт, признавалась:

— Когда только начала участвовать в конкурсе, задавала себе вопрос: как я, воспитатель, могу соревноваться с мэтрами–учителями? Но именно конкурс убедил, что воспитатель вправе стоять в одну линию с другими учителями и зваться гордым словом «педагог».

Андрей Иванов в очередной раз подтвердил: историки — отличные ораторы
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА

Звучат гитарные аккорды — на очереди урок иностранного языка, и у доски Юлия Костоломова, учитель испанского гимназии № 2 Волковыска. Ее занятие зал запомнит надолго: когда еще так погрузишься в атмосферу Испании времен Сальвадора Дали, который тоже всю жизнь искал свое место?

Максим Дубина вывел формулу успеха...
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА

Особенность этого конкурса — номинаций в «Учителе года» стало на одну больше, ведь в отдельную группу выделили химию и биологию. В суперфинал в итоге вышла биолог из витебской гимназии № 5 Марина Юрьева (еще один потомственный педагог), которая раскрыла на своем мини–уроке важность учительской профессии, дав почувствовать коллегам их значимость в этом мире. А вот начальные классы представила Людмила Заяц из волковысской гимназии № 1, которая покорила публику важной мыслью: мы никогда не найдем на полках книгу «100 лучших учителей», но в сердце каждого из нас наверняка есть такой с большой буквы педагог. Последний, восьмой мини–урок выпало вести Светлане Румянцевой, которая в итоге и поймала за хвост заветного журавля. Профессионал из учительской династии выбрала ни на чей не похожий сценарий и показала на примере сказки о Колобке, как, наоборот, можно упустить свое место в этой жизни, уступив страху, лени...

...и доказал ее коллегам на примере физических опытов
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА

Министр образования Игорь Карпенко, вручая награды финалистам конкурса, подчеркнул, что каждый из них уже вписал яркую страницу в историю нашего педагогического образования. Бесспорно, жизнь этих учителей изменится, ведь теперь им предстоит стать примером для коллег, делиться опытом. Пообещали и приятные бонусы, в том числе в их родные учреждения образования подтянется материально–техническая база. И это, возможно, станет традицией и отличным стимулом побеждать.

Татьяна Апанович покорила детское жюри
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter