Календарь и традиции: 3 - 9 августа 2020 года

Жнейки молодые, их серпочки золотые

День Марии Магдалины (4 августа) часто бывает с дождем, это и породило поговорку «Магдалена — вады па калена». Но к влаге относились хорошо, считали, что она идет во благо: «Як няма на Магдалену дажджу, то добрай бульбы не дажду».


6 августа — Борис и Глеб, они настоящие опекуны хлебороба, в это время все «падпарадкавана жнiву», у нас говорят: «Барыс i Глеб — паспеў хлеб». Эти святые в представлении народа — «дарадчыкi i дапаможцы», они «далучаюцца да работы» и, чтобы быстрее «зваяваць поле», работают «шчыра»: «копкi ставяць гусценька, снапы зносяць, бабкi злiчаюць». Как ни странно, но в день Бориса и Глеба, в самую горячую пору, старались не выполнять «цяжкiх работ»: «з‑за вялiкай павагi да гэтых святых». Нарушение правил могло привести к тому, что начнет болеть «жывёлка» или ее приплод будет «з калецтвам». Остерегались сгребать сено, свозить стога в гумно. Верили, что могут налететь ветры и разбросать стог, а солома от сжатого в этот день хлеба сама по себе может накликать «маланкi, перуны» и пожары на свою же хату и хозяйственные постройки, так что «працуй, ды азiрайся».

Идет главная и большая работа — «жнiво», от которого всегда зависело и зависит сейчас очень многое. В наших песнях оно не случайно приравнивается к настоящей вой­не. «У нас учора вайна была, мы ўсё поле зваявалi». Все начинается с «зажынак», обряд в разных регионах проходит по‑разному. В одних вечером до захода солнца «гаспадарова» дочка вместе с подружками отправляется на поле. С собой «гаспадыня» дает им «яешню», сыр, хлеб. На поле они срезают немного колосков и связывают небольшой снопок, который называют «гаспадар‑снапок», несут его в дом для «бацькi‑гаспадара». Он, в свою очередь, подбрасывает снопок вверх и ставит под образа, под сноп кладет монеты и кланяется. «Дзяўчат» обязательно хорошо угощают и одаривают пшеничными булками. Снопок остается под образами до самой «Прачыстай», потом его обмолачивают, и это новое зерно освящают в церкви.

«Сталыя жанчыны» готовятся к этому событию по‑особому. К нему подходят «з вялiкай павагай», как к большому торжеству. С рассвета нужно помолиться Богу и всем святым. Затем икону снимают и заворачивают в «велiкодны абрус», ее берут с собой. Ниву нужно встретить так, как встречают «паважанага чалавека». По приходе на поле кланяются в пояс, «вiтаюць яго», затем, перекрестившись, начинают жатву. Первые три горстки перевязывают в маленький снопок и хранят его.

В других регионах в поле на «зажынкi» идет сама «гаспадыня» в сопровождении своих невесток, с собой берут «пачастунак»: хлеб с солью, сало, «яйкi» и обязательно целый «некрануты белы сыр», а начиная жатву, приговаривают: «Стань, мой сноп, на тысячу коп», и звучит это как заклинание…

День Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, приходится на 7 августа. Он по «сялянскiх занятках» не отличался от дней предыдущих: «Барыс з Ганнай не гуляюць, а на полi дапамагаюць». Еще этот день называли «Ганна‑халаднiца».

На этот день выпадает и Макар: «Макар налье ў рукаў».
По приметам если утро 7 августа прохладное, такой будет и грядущая зима. Погода до обеда в этот день прогнозировала такую же зиму до декабря, а «па абедзе» — на весь оставшийся зимний период.
9 августа почитали Пантелеймона‑целителя, который лечил неимущих, помогал бездомным животным.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter