Жнет, косит и денег не просит

Что мешает "союзному комбайну" дойти до крестьянина,на месте выяснял корреспондент "СОЮЗа"

Что мешает "союзному комбайну" дойти до крестьянина,на месте выяснял корреспондент "СОЮЗа"


ПЯТЬ лет назад Беларусь и Россия решили создать "союзный комбайн". И в 2006 году появилась совместная производственная программа. Заказчиками выступили белорусский Минпром и российское Минпромэнерго (ныне Минпромторг). Основными исполнителями выступили Главное специализированное конструкторское бюро по зерноуборочной и кормоуборочной технике "Гомсельмаша" и Экспериментальный завод (Свердловская область, город Реж). Предполагалось, что новая техника, помимо прочего, повысит общую эффективность сельского хозяйства, позволит аграриям недорого обновить парк.


Программа завершилась еще в 2009 году. Задание выполнено, финансы освоены, механизмы, за небольшим исключением, разработаны. Но пока новой техники, при всей ее выгодности, на полях единицы.


Неполный синхрон


Вообще-то "союзный комбайн" - понятие достаточно условное. Официальное название программы - "Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергетического средства мощностью 200-450 л.с.". Если проще, то к универсальному энергосредству (УЭС), отдаленно напоминающему трактор, "пристегиваются" различные агрегаты - для обработки почвы, кошения трав, посева, уборки зерна и так далее. Меняются времена года и культуры - меняются адаптеры. Сезонный простой стремится к нулю (можно и для уборки снега приспособить), цена по сравнению с "традиционным" комбайном низкая, быстрая окупаемость, приобретать весь комплекс сразу необязательно, можно частями. Золотое решение для хозяйств.


По задумке, Гомель и Реж должны были параллельно выполнять каждый свою часть работы, чтобы в финале совместить результаты и получить необходимый комплекс. Точнее, даже два комплекса. Однако российские партнеры еще год потратили на конкурсы и согласования, в то время как белорусы сразу же включились в работу. Именно эту "рассинхронизацию" сегодня многие называют одной из причин медленного продвижения к потребителю новой техники.


К слову, сама по себе идея УЭС для "Гомсельмаша" не является чем-то принципиально новым. Союзная программа - это фактически продолжение работы, которая велась в 1996-1998 годах. Тогда в ней было задействовано около десяти советских КБ, разработан комплекс машин на базе энергосредства. Но до производства дело дошло только в Гомеле. На сегодня здесь выпущено более 10 тысяч УЭСов мощностью 250 лошадиных сил с обширным перечнем адаптеров.


Чтобы агрегатироваться с новыми насадками, которые также еще требовалось разработать, гомельчанам нужно было увеличить мощность своей техники до 450 "лошадей". Что они и сделали. А Экспериментальный завод в Реже изготовил свой вариант УЭС (мощностью 210/280 лошадиных сил) и комплекс навесных агрегатов. В итоге появилось два УЭСа и с десяток навесных машин. Цена полного комплекса в ценах 2009 года - около 20 миллионов российских рублей. При том что покупать, напомним, можно частями. Однако потрогать руками и приобрести эту во многом уникальную технику могут немногие. Серийное производство так и не началось.


Отпустить тормоза


У традиционных комбайнов, выполняющих одну-две операции, свои преимущества. Но специалисты утверждают, что в парке сельхозмашин доля УЭСов с насадками должна быть по меньшей мере около 15 процентов. Сегодня - гораздо меньше.


- Почему так медленно идет дело? - интересуюсь у исполнительного директора союзной программы, заведующего отделом Россельхозакадемии Олега Марченко.


- С одной стороны, прогресс налицо: новые комплексы помогают модернизировать технический парк, повышается культура земледелия. Но с другой - не всем это выгодно. Машиностроители стремятся продавать сложные, дорогие машины. Для них чем дороже - тем лучше. Логика некоторых производителей техники такова: мы продадим им дешевый УЭС, который работает чуть не круглый год, они не купят у нас два дорогих комбайна. В то же время у аграриев другие интересы. Им не всегда нужна машина, которая отработает за сезон 200 часов, а остальное время будет стоять.


А в результате многие не покупают ни того ни другого. Добивают советское наследие. Если в Беларуси парк уборочной и обрабатывающей техники выглядит довольно современно и быстро обновляется, во многом за счет новых машин "Гомсельмаша", то у россиян ситуация сложнее. Износ техники и низкая платежеспособность - главные проблемы аграриев от Дальнего Востока до Брянска. В таких условиях российскому АПК позарез нужны комплексы на базе УЭС. Но их продвижение почему-то тормозится.


- Если белорусы свою работу выполнили организованно и четко, то россияне очень долго согласовывали программу и исполнителей, - объясняет Олег Марченко. - Да и тем машинам, что изготовлены, требуется доработка...


Что дальше?


Первый заместитель директора ГСКБ Сергей Федорович не склонен драматизировать затянувшиеся сроки внедрения:


- Комплекс востребован, мы не опоздаем. Вообще для столь сложной техники это нормальные темпы. Импортные аналоги проектируются и внедряются не быстрее.


На днях коллеги встретились на совещании в Гомеле. Обсудили дальнейшую судьбу разработок.


Главный вопрос: как организовать серийное производство? При этом еще предстоят разносторонние испытания в хозяйствах Беларуси и России, проверка на соответствие современным агротехнологиям. А это время, деньги...


Опять же, чтобы делать заказ на производство, надо найти покупателей по крайней мере на 30 комплексов. Но машину еще не знают - значит, надо рекламировать. При этом учитывать, что по проспектам сейчас никто не покупает.


В Гомеле уверены: как только появится УЭС в одном хозяйстве - соседи тоже потянутся покупать. Однако, учитывая ограниченную покупательскую способность крестьян, необходимо на государственном уровне продумать доступные финансовые механизмы.


Между тем уже звучали мысли относительно продолжения союзной программы. В частности, академик-секретарь отделения механизации, электрификации и автоматизации Россельхозакадемии Иван Горбачев полагает, что перспективным направлением могла бы стать "союзная" разработка менее мощных комплексов для небольших хозяйств.


Пока же планируется при наличии поддержки Союзного государства выпустить первую промышленную партию универсальных комбайнов в 2012 году. "Гомсельмаш" в любом случае намерен самостоятельно продвигать эту технику. Возможно, для ее сборки гомельчане задействуют и свои российские филиалы. Кстати, ожидается, что "союзный комбайн" можно будет увидеть 24 июня в Москве - на выставке по случаю 20-летия СНГ.


Справка "СОЮЗа"


На реализацию проекта из союзного бюджета было выделено 108,2 миллиона российских рублей белорусской стороне и 103,5 миллиона - российской. Кроме того, предприятиями было использовано около 750 миллионов рублей собственных средств.


deadfish07@mail.ru


ГОМЕЛЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter