— За последние годы Комитет госконтроля дважды детально изучал все вопросы деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверок было выявлено немало болевых точек ЖКХ. Одной из главных проблем является повышенная изношенность сетей водо- и теплоснабжения. Это влечет сверхнормативные потери воды и тепла, которые оплачиваются за счет бюджета.
По-прежнему не решен вопрос обеспечения финансированием непрофильных объектов, которые находятся на балансе организаций ЖКХ и за обслуживание которых им приходится платить. Медленно в регионах ведется работа по оптимизации структуры жилищно-коммунального хозяйства.
Решение этих проблемных вопросов, как и других, которые в ходе проверки обозначил Комитет госконтроля, позволит сэкономить для бюджета страны внушительную сумму. Конкретные мероприятия Правительством разработаны и в настоящее время реализуются.
К слову, выполнение ранее предложенных Комитетом госконтроля мероприятий позволило за 2016 год сократить затраты организаций жилищно-коммунального хозяйства на 266 млн рублей, что составило 16,5 % от общего числа затрат системы ЖКХ.
Олег ШАФРАНСКИЙ, генеральный директор ГО «Жилищно-коммунальное хозяйство Гродненской области»:
— У предприятий ЖКХ сегодня довольно много функций — от содержания непрофильных объектов и работы в «одном окне» до отлова бродячих животных и похоронной деятельности. Такая многопрофильность не позволяет сконцентрироваться на главной нашей задаче — снижении себестоимости жилищно-коммунальных услуг, которые оказываем населению. Поэтому злободневный вопрос для меня: будут ли услуги и функции предприятий отрасли разделены на жилищно-коммунальные и все остальные? Такое разделение сократит затраты на оказание ЖКУ. А потребитель будет уверен, что, оплачивая, например, воду, он платит только за ее производство.
Ирина ЧЕРНЯВСКАЯ, председатель правления Республиканского союза товариществ собственников и жилищных потребительских кооперативов:
— Нужно привести в соответствие всю законодательную базу. То есть учесть конкретные особенности деятельности ТС и ЖСПК. Сейчас механизмы регулирования государственного жилого фонда пытаются применить к ТС и ЖСПК. Это приводит к серьезным нарушениям норм права и негативным правовым или финансовым последствиям для граждан.
Назову некоторые актуальные моменты, требующие оперативного решения. Необходим новый механизм распределения расходов на содержание общего имущества совместного домовладения и расчета коммунальных платежей с учетом особенностей ТС и ЖСПК. Их собственники обязаны нести расходы на содержание общего имущества пропорционально его долям. По сути, это те же коммунальные платежи, которые у нас считают как хотят: от площади, зарегистрированных людей и прочего. А это запутано и непрозрачно. Схема распределения коммунальных услуг, основанная на переменных факторах, неэффективна ни для планирования, ни для контроля. Кроме того, ограничивают ТС и ЖСПК формировать единое извещение для оплаты, что также не нравится собственникам и приводит к дополнительным финансовым затратам по содержанию отдельных лицевых счетов и их обслуживанию.
matuzova@sb.by