Жизненно важный маршрут

Почему «скорая» опаздывает на вызовы?

Почему «скорая» опаздывает на вызовы?


В тот день в доме на улице Ленинской в Могилеве ничто не предвещало беды. Его хозяйка Татьяна Стародомская, мать пятерых детей, варила варенье. Внезапно она стала задыхаться. Врачи «скорой» нашли ее лежащей на полу с посиневшими губами и остановившимся сердцем. Приступ астмы оказался смертельным...


Мать Татьяны, бабушка осиротевших детей, плакала навзрыд в телефонную трубку могилевского корпункта «СБ». Она уверена: ее дочь можно было спасти, если бы «скорая» приехала хоть немного раньше.


Врачи до сих пор остро переживают случившееся. Запись телефонного разговора, беспристрастно зафиксированного компьютером диспетчера станции скорой медицинской помощи, и сейчас невозможно слушать равнодушно. 103 Татьяна набирала сама. Ее дети, старшему из которых 11 лет, похоже, растерялись. Звонившая хрипела в трубку и с трудом произносила слова...


Бригада врачей прибыла через 10 минут после звонка, но было уже поздно.


По оценкам медиков, больную вряд ли удалось бы спасти, даже если бы «скорая» успела на несколько минут раньше. Впрочем, досконально этого никто не знает... Зато известно, что 3 — 4 драгоценные минуты машина потеряла в пути. Из–за строительства в центре города подземного перехода пришлось сделать крюк...


Пенсионер с улицы Каштановой Дмитрий Федорович Подобед тоже в обиде на «скорую»: когда ее вызвал брату, приехала старая, добитая машина. Страшно было в нее садиться...


Подобные звонки в могилевский корпункт «СБ», к сожалению, не редкость. Справедливы ли нарекания могилевчан? Когда я задала этот вопрос начальнику управления здравоохранения Могилевского облисполкома Валерию Малашко, тот впервые за годы нашего знакомства не выдержал:


— Вместо того чтобы судить о работе «ско
рой» по нескольким жалобам, поезжайте на Могилевскую городскую станцию скорой медицинской помощи. Там все и увидите!


...Станция встретила меня недавно отремонтированным зданием, модернизированной диспетчерской и приветливым персоналом. Только машины у крыльца создавали яркий контраст: рядом с поблескивавшими на солнце новенькими «Газелями» как–то совсем уж чужеродно смотрелись ветхие «уазики». Я тут же вспомнила, как два года назад председатель Могилевского горисполкома Виктор Шориков на одном из заседаний поставил вопрос ребром: парк «скорых» нуждается в обновлении, 80 процентов машин отслужили свой век.


В конце 2006 года горисполком выделил деньги на замену 10 машин. А 2007–й и вовсе стал в работе станции скорой медицинской помощи переломным: на ее переоснащение было выделено 400 миллионов рублей. Закупили 12 новых «Газелей» и «Волг», решили вопросы с медикаментами и оборудованием. Всего за последние 3 года заменено 22 «скорые» и 10 санитарных машин.


Но означает ли это, что все трудности позади?


— С одной стороны, социальные стандарты — одна машина скорой помощи на 12 тысяч человек — мы выполняем, — не стала уходить от непростого разговора заместитель заведующего Могилевской городской станции скорой медицинской помощи Мария Пищева. — За нами закреплено 54 машины. С другой стороны, далеко не все они отвечают современным требованиям.


Машина скорой помощи отечественного производства по нормативу должна эксплуатироваться не больше 3 лет. Пятилетка — максимум, который она может прослужить. Однако машин такого возраста в парке — только половина. Еще четырем «скорым» — от 5 до 7 лет. А 25 — 46 процентов от общей численности — гораздо старше. Пока одни автомобили заменяют новыми, приходят в негодность другие. Проблемы не только со «старичками» УАЗами. Врачи жалуются и на неудобные в использовании специализированные «Волги», которых здесь пять: в них трудно принимать роды, делать инъекции...


На станции скорой помощи до сих пор отсутствует реанимобиль. И это в областном центре!


Есть и другая проблема — кадры. Станция укомплектована врачами всего на 56 процентов, фельдшерами — на 95. Если медики болеют — обостряется радикулит после подъема тяжелых носилок, схватят простуду, — заменить их некому.


Но даже при такой непростой ситуации жалоб на то, что «скорая» прибывает по вызову с опозданием, могло быть значительно меньше, если бы не дополнительные помехи.


— Не везде хорошо освещены улицы, не всегда с дороги видны их названия и номера домов, — перечисляет Мария Пищева. — При въезде в коттеджные и дачные поселки отсутствуют карты–схемы. Некоторые улицы в городе вообще дублируются — имеют одинаковые названия.


Скорость «скорой» зависит и от водителя. Если он путается в улицах и домах — плохо дело. Недавно главврач Могилевской центральной поликлиники Владимир Шрубов издал приказ, предписывающий руководству автотранспортного предприятия учреждений здравоохранения, которому принадлежат все машины станции скорой помощи, обеспечить безукоризненную подготовку водителей санитарных машин в части знания схемы расположения улиц, домов и подъездов.


Выполнить приказ будет непросто. Из–за невысокой зарплаты водителей — 450 — 500 тысяч рублей — на предприятии огромная текучка.


А еще работать в полную силу «скорой» нередко мешают... сами пациенты. Во время моего «дежурства» в диспетчерскую позвонил «потерпевший»: порезал палец. Другой пациент пьяным голосом выкрикивал какие–то угрозы. В отличие от спасателей врачи за ложный вызов не штрафуют.


В общем, работникам «скорой» не позавидуешь. Однако и больных нужно понимать...


Кстати


Каждый день на Могилевской городской станции скорой медицинской помощи дежурят 35 машин, ночью — на одну меньше. Помимо города, они обслуживают Могилевский район — 65 километров в радиусе.


Фото автора и Николая ТИТОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter