Жизненно важная стратегия

Конференц-зал «СБ»: о Концепции национальной безопасности

На сей раз разговор в конференц–зале «СБ» длился значительно дольше обычного, поэтому и газетного пространства займет больше, чем обычно. Темой для обсуждения стала новая редакция Концепции национальной безопасности — документа, содержание которого касается всей страны и каждого из нас. Ведь безопасность в широком смысле — категория жизненно важная.


Участие в «круглом столе» приняли Государственный секретарь Совета Безопасности Леонид МАЛЬЦЕВ, главный редактор газеты Павел ЯКУБОВИЧ, заместитель начальника информационно–аналитического управления Государственного секретариата Совета Безопасности Константин БУРАК, руководитель секретариата Премьер–министра Беларуси Александр ЗАБОРОВСКИЙ, заместитель академика–секретаря отделения физики, математики и информатики Национальной академии наук Беларуси Сергей КИЛИН, ведущий научный сотрудник ГНУ «Институт экономики Национальной академии наук» Татьяна МИРОНОВА, сотрудник Информационно–аналитического центра при Администрации Президента Александр НАРОЛЕНКОВ, первый заместитель начальника ОАЦ при Президенте Владимир РЯБОВОЛОВ, начальник управления военной безопасности Государственного секретариата Совета Безопасности Андрей ШАЛУХО, а также журналисты «СБ».


П.Якубович: Тема очень серьезная, общественно значимая. Здесь собрались люди, компетентные в разных сферах. В практике, науке, правоохранительной деятельности. Уверен, что разговор получится заинтересованный, острый, а главное — полезный. Для того чтобы общественность, наши читатели узнали о новых подходах к национальной безопасности и получили представление том, из чего она слагается.


Л.Мальцев: Прежде чем начать отвечать на вопросы журналистов, хотел бы поблагодарить редакцию газеты и ее главного редактора П.Якубовича за организацию такого мероприятия.


Корр. «СБ»: Можно ли кратко охарактеризовать, что такое национальная безопасность в целом?


Л.Мальцев: Это состояние защищенности национальных интересов Беларуси от внутренних и внешних угроз. Весь смысл в единстве интересов — человека, общества, государства. Национальные интересы потому и национальные, что касаются всех, они сплачивают нацию. И тогда всем нам есть смысл их защищать.


Корр. «СБ»: А чем была вызвана необходимость принятия новой редакции концепции?


Л.Мальцев: Концепция — документ прямого действия. По важности это второй документ после Конституции, он охватывает все сферы жизни и деятельности государства, общества, личности. Первая концепция была принята в 1995 году. С тех пор жизнь стала другой. Изменилось само устройство мира. Был биполярный мир, потом монополярный, теперь многополярный. Или, например, раньше того же интернета вообще не было, а сейчас уже во всем мире процветает киберпреступность. Все это дестабилизирует обстановку. Поменялись вызовы и угрозы как внешние, так и внутренние. Мы сами изменились, и нашему независимому, суверенному государству потребовалась новая концепция, соответствующая времени. Вот мы и привели в соответствие с реальностью свою систему национальной безопасности. С 2006 года 10 научно–исследовательских учреждений были привлечены к этой работе.


В разное время в зависимости от обстановки, которая складывается в мире и внутри страны, должны быть соответствующие адекватные подходы к системе безопасности, недопустимы перекосы. Главное — стабильность. Любая система стремится к стабильности. А стабильность государства там, где соблюдается баланс всех интересов: личности, общества, государства.


Кто–то рассматривает безопасность как прямое воздействие на жизнь и здоровье людей. Но это далеко не все. Практически все сферы национальной безопасности взаимосвязаны друг с другом. В последнее время в основе военных конфликтов лежит экономическая безопасность. Ничего нового в этом нет. Политика, по классике, — это концентрированное выражение экономики, а война — продолжение политики, только иными, насильственными средствами. И сейчас ситуация в мире обострилась. Финансовый кризис перерос в экономический. Все это почувствовали. И в этих условиях надо анализировать обстановку и хотя бы на шаг, на сантиметр упреждать события. Только тогда мы сможем обеспечить свою безопасность.


Важно еще понимать, что мы вкладываем в понятие «мы»? Ведь часто можно услышать — мол, что я один могу? Мы — это каждый из нас. Каждый человек должен понимать и помнить, что он играет очень важную роль в жизни государства и непосредственно в обеспечении его безопасности. Если взять тот же экономический кризис. На заседании Минского облисполкома недавно приводились цифры: рентабельность картофеля составила 70 процентов, а в некоторых районах — больше 100. Вывод: любая пенсионерка, которая вырастила два мешка картошки для себя, внесла вклад в экономическую безопасность. Она не будет эти два мешка покупать у государства, значит, страна сможет их продать на внешний рынок и получить валюту. Вот лишь самый простой пример.


А.Заборовский: Добавлю, что концепция — это базовый документ системы стратегического планирования для долгосрочного развития страны. Эта система, в свою очередь, задавая повестку дня и намечая определенные решения, дает основу для крупных государственных программ: Программы социально–экономического развития, Программы деятельности Правительства, где конкретизированы все действия, детально прописаны вопросы противодействия тем факторам, которые вызывают угрозы, и прочих документов.


П.Якубович: Хочу обратить ваше внимание на такой тренд политической оппозиции. В прессе мы тоже довольно часто слышим, будто бы Беларусь вымирает. Насколько имеют смысл такие высказывания?


Т.Миронова: Проблема есть. Вопросы социальной, демографической безопасности, наверное, одни из самых острых сегодня. Демографические процессы оказывают все большее влияние на экономическое, социальное, политическое, культурное развитие всех стран.


Наше государство на пороге XXI века столкнулось с проблемой депопуляции: уменьшением численности населения, когда количество умерших превышает число родившихся. И это одна из определенных концепцией угроз демографической безопасности. По данным последней переписи населения, проведенной в 2009 году, численность населения сократилась более чем на 500 тысяч человек.


роблема эта должна решаться как в свете концепции — документа, задающего стратегию нейтрализации демографических угроз, — так и в рамках Программы демографической безопасности, которая определит подробный механизм эффективного решения демографических проблем. Программа будет приниматься в ближайшее время. Требуется комплексная система мер, направленная на преодоление демографических угроз и на улучшение демографической ситуации. Чтобы обеспечить высокие темпы рождаемости, государство должно принимать серьезные меры, связанные с улучшением здравоохранения, что позволит снизить показатели смертности населения, в том числе младенческой. Нужно улучшать репродуктивное здоровье женщин, влиять на формирование здорового образа жизни у наших людей.


Исходя из природных, экономических ресурсов и других возможностей нашей страны, в том числе плотности населения, можно констатировать, что мы можем иметь значительно большую численность жителей: 20–миллионное население, а в перспективе и 30–миллионное.


Л.Мальцев: Хотел бы акцентировать на этом внимание. Демографическая безопасность — одна из важнейших составляющих системы национальной безопасности. В первом варианте новой концепции, когда мы ее обработали и вынесли на заседание Совета Безопасности, демографическая безопасность была включена в состав социального блока, но при обсуждении Президент поручил выделить ее отдельно.


Демографическая безопасность — это не просто количество населения, это экономический фактор. Демография тесно переплетена со многими другими проблемами. Например, наркоманией, алкоголизмом. Наркоманы и алкоголики сами не работают, не платят налоги, кроме того, зачастую перекладывают на государство заботу о себе и своих детях. Выходит, борьба с наркотиками и алкоголизмом — это экономическая проблема.


Далее. Где воспитывается нормальный ребенок? В нормальной любящей семье. Мы должны воспитывать культ семьи. Раньше семью называли просто ячейкой общества, я бы ее назвал экономической ячейкой общества. Семья — фактор благосостояния народа. Когда мы говорим о наличии большого количества детей в семье, почему–то приводим примеры из далекой Азии. Мол, у них там... Мы забыли свои корни. Вспомните, какие семьи были у наших с вами прадедушек и прабабушек. 5 — 6 детей — это минимум, а то и по 10 — 12 рожали.


Сейчас государство платит деньги за первого, второго, третьего ребенка, дает квартиры, но нужно еще и менталитет менять, и общества, и гражданина. Материальные трудности — только часть проблемы. Люди понимать должны, что ребенок не обуза или мучение, а большая радость.


П.Якубович: Интересно, а как, кроме демографической проблемы, присутствующие представляют себе основные вызовы и угрозы, на которые дает ответ концепция?


К.Бурак: Ценность концепции не только в том, что она показывает реальные и потенциальные как внешние, так и внутренние угрозы, но и вскрывает их происхождение. Дает конкретные стратегические направления по их предотвращению.


Я бы обратил внимание на ключевые угрозы в политической сфере национальной безопасности. Это посягательство на независимость, суверенитет и конституционный строй Беларуси, навязывание политического курса, который не соответствует национальным интересам, и вмешательство во внутриполитические процессы извне.


На примере многочисленных «цветных революций» и тех событий, которые сейчас происходят на Ближнем Востоке, в Северной Африке, мы видим, какую огромную дестабилизирующую роль оказывает внешнее влияние и стимулирование этих процессов. И что самое главное, ведь после этой коренной дестабилизации не происходит никаких улучшений. Мы видим лишь трагические последствия.


В отдельных странах к тому же есть существенные внутренние предпосылки для дестабилизации, которых в Беларуси нет. В нашей стране у народа имеются определенные законодательством социально–экономические и политические средства для реального участия в управлении делами общества и государства. В Беларуси есть реальное верховенство закона и единство правового поля, а деятельность государственных органов по реализации задач развития общества является достаточно эффективной. В республике отсутствуют острые социально–политические конфликты.


А.Заборовский: Если брать экономическую сферу, то экономические угрозы — это, конечно, вопросы конкурентоспособности экономики. Кстати, надо отметить, корни всех угроз взаимосвязанны, носят комплексный характер и находятся в разных сферах. Плюс глобализация мировой экономики, высокое взаимодействие между странами. Мировой финансовый кризис показывает, что та или иная проблема, тот или иной источник опасности могут проявиться в самых разных областях.


Система национальной безопасности государства должна быть настолько эффективно настроена, чтобы не дать возможности зародиться вначале даже риску. А если риск выявлен, не позволить ему перерасти в вызов или угрозу. Потому что когда уже существует угроза, необходимо принимать немедленные действия.


С.Килин: Что касается науки и научно–технологической сферы, то никогда раньше в Концепции национальной безопасности они не рассматривались. Но жизнь меняется, изменилась сегодня и роль науки. Она стала основной компонентой как экономического, так и социального развития. То, что производит наука, необходимо для инновационного развития страны и, значит, для экономического роста. Более того, собственные научные изобретения и открытия необходимы для нашей независимости. Известно высказывание Кюри, что страна станет колонией, если перестанет поддерживать науку.


Научной сфере сегодня все страны уделяют много внимания. Созданы различные рейтинги. Есть корпорация, которая отслеживает научное развитие стран. Так вот по ее данным Беларусь входит в первую тридцатку. Есть другие индексы. К примеру, по индексу развития экономики знания (данные Всемирного торгового банка) Беларусь занимает только 61 место. То есть только вступила на путь инновационного развития.


При этом даже сейчас некоторые все же говорят, мол, зачем нам эта наука, проживем и без нее, воспользуемся результатами и достижениями других стран. Но начнем с того, что у нас просто не хватит средств купить эти достижения.


Да, наука информацию собирает избыточно. Это влечет какие–то дополнительные траты. Но избыточная информация необходима. Ее можно сравнить с боковым зрением у человека. Если бы не оно, пешеход, идя вдоль трассы с оживленным движением, не смог бы предвидеть опасность. Чтобы было понятнее, приведу другой пример. Когда–то в Институте физики ученые занимались ядерной спектроскопией и создали для эксперимента спектрометр. А когда через некоторое время произошла чернобыльская трагедия, сколько жизней спасли благодаря этому экспериментальному прибору?! Ежедневно проводились тысячи измерений над почвами, над одеждой, пищей. А все благодаря тому, что не пожалели средств на научные эксперименты, на избыточное накопление информации.


А.Шалухо: Как специалист в военной области, которая всегда находила отражение в концепции, замечу, что это на сегодняшний момент сфера национальной безопасности, пожалуй, единственная, где можно констатировать отсутствие угроз для Беларуси. Но при этом всегда надо помнить о существовании определенных источников опасности как внутренних, так и внешних. Помнить об определенных уровнях опасности, которые необходимо отслеживать и нивелировать.


Один из внутренних источников угрозы — возможность снижения уровня патриотизма населения. Этому моменту в новой концепции уделено большое внимание.


Да, мы живем более 60 лет без войны. Ни у нас, ни к нам нет территориальных претензий. Мы создали пояс безопасности вокруг себя, выступаем с различными инициативами, являемся донорами международной безопасности. И в этой ситуации в обществе может сложиться неправильное мнение: раз войны в обозримой перспективе не будет, зачем нам армия? Это, в свою очередь, может привести к тому, что в определенный момент молодые граждане окажутся не готовыми к тому, что страну надо защитить с оружием в руках.


Государство считает, что вооруженные силы должны быть, простите за тавтологию, сильными, должны быть основным элементом стратегического сдерживания от военной угрозы нападения извне.


Говоря о внешних источниках опасности, надо сказать, что в мире не стали меньше прибегать к военной силе. Войны и военные конфликты присутствуют. Кроме того, нельзя забывать о наличии на планете больших арсеналов оружия массового уничтожения (ядерного, химического), которое, попади оно в руки террористических организаций, может быть применено в любой точке земного шара.


Изменение мироустройства, о котором уже говорилось, переход от монополярного мира к многополярному в том числе влечет изменение баланса сил в военной сфере. И это может негативно влиять на состояние нашей военной безопасности. Поэтому военная активность в близких к нашей стране регионах требует пристального внимания.


Л.Мальцев: Хотел бы дополнить. Надо помнить, войны выигрывают народы, армия может выиграть или проиграть только сражение. Ведь война, как я уже говорил, — продолжение политики насильственными средствами. Но насильственные средства изменились. Экономическое или информационное давление сегодня может привести к такому же результату, как и вооруженная борьба. И только народ может защитить себя. И в полной мере должен проявиться патриотизм. Чтобы перед внешней угрозой люди сумели объединить силы для достижения общей цели.


Вот некоторые говорят, мол, зачем нам срочная служба, возьмем наемников, они нас защитят. Но, во–первых, наемная армия — это огромные затраты. Во–вторых, срочная служба как форма подготовки — это в том числе и морально–психологическое воспитание, воспитание того самого патриотизма, морального духа гражданина.


П.Якубович: Андрей Григорьевич, к вам вопрос как к военному аналитику. В аспекте военной безопасности что, по вашему мнению, более приоритетно: демографические вопросы или экономические, военно–экономические, научные? Что сегодня является основополагающим?


А.Шалухо: Что–то одно поставить на вершину пирамиды достаточно сложно. Думаю, надо вести речь о сбалансированности. Демографические аспекты сейчас пронзают все, в том числе и военную сферу. По всей стране ощущается нехватка профессиональных кадров. Нужны хорошо подготовленные строители, рабочие, управленцы. Что касается армии, то без решения демографических проблем мы не сможем обеспечить ее личным составом — офицерами, солдатами, гражданским персоналом. А без решения экономических вопросов армия останется без необходимых для ее содержания и функционирования средств.


В.Рябоволов: Говоря об информационной безопасности, следует понимать, что информационная сфера многогранна. В концепции это новация. Информационная безопасность условно содержит в себе как технологическую, так и контентную составляющие. Исходя из этого и угрозы в этой сфере многогранны. Остановлюсь на нескольких.


В концепции четко впервые сформулирована такая реально существующая угроза национальной безопасности, как недостаточные масштабы и уровень внедрения передовых информационно–коммуникационных технологий. Мы должны понимать, что из–за этого невозможен ускоренный рост экономики и других сфер жизни общества. Без широкого активного внедрения информационных технологий мы во многом будем зависеть от других стран.


При этом надо отдавать себе отчет, что чем больше мы внедряем новые технологии, тем уязвимее становятся эти сферы перед случайным или умышленным воздействием. Поэтому вторая задача — обеспечение безопасности, устранение предпосылок к нарушению функционирования критически важных объектов информатизации. Это транспорт, связь, банковская и финансовая системы, объекты энергетики. В том числе АЭС, которую мы должны в ближайшие годы построить. Перед нами стоит задача создать совершенную систему технической защиты, в первую очередь информации, чтобы исключить всякую угрозу. И уже на законодательном уровне принимаются соответствующие меры.


П.Якубович: Мы сегодня сталкиваемся с реальными проблемами, связанными с обеспечением информационной безопасности. Я имею в виду такое явление, как интернетный террор в отношении личности. Согласитесь, человек абсолютно не защищен от анонимных атак, в результате которых страдают его репутация, морально–психологическое состояние, достоинство. И люди, которые этим занимаются в так называемой «мировой паутине», это прекрасно понимают. Они могут находиться далеко от своих жертв, а могут успешно атаковать, находясь, допустим, в соседней комнате. Как защитить человека от анонимного интернет-террора?


В.Рябоволов: Террор, о котором вы говорите, вне всякого сомнения, — угроза национальной безопасности. Но не надо забывать о двух сторонах одной медали. С одной стороны, в национальных интересах принятие мер по созданию условий для реализации конституционного права граждан на получение передовой информации. Если наш гражданин не будет иметь доступ к передовой информации, то не будет и необходимых условий для его образования, для личной безопасности, для гармоничного развития личности. Поэтому расширяется сервис в информационной сфере, развивается белорусский сектор интернета. За 2010 год качественные характеристики интернета улучшились в разы. По ряду показателей в 5 — 6 раз. И это правильно.


С другой стороны, с внедрением информационных технологий, с улучшением доступа к информации человек порой оказывается под воздействием неуправляемого потока негативной информации. Я думаю, что сегодня пора ставить вопрос не только о праве граждан на доступ к информации, но и об их праве на защиту. Здесь очень тонкая грань, и важно ее не перейти. Ряд законодательных актов, и в первую очередь Указ Президента № 60 от 2010 года, уже предусматривает принятие некоторых необходимых мер. Государство должно обеспечить гражданину право выбора: либо ему иметь доступ к определенной информации, либо оградить себя и своих детей от нее. Сегодня наш гражданин может на договорной с провайдерами основе получить ограничение доступа к той информации, которую считает негативной. Таков, пожалуй, один из первых шагов в этом направлении.


А.Нароленков: Из большинства потенциально существующих сегодня угроз национальной безопасности на первое место выходит деструктивное информационное воздействие на личность, общество, на государственные институты. Это наносит ущерб национальным интересам. Такое воздействие может привести к дезорганизации системы государственного управления, могут создаваться препятствия нормальному функционированию государственных институтов.


Вы, Павел Изотович, задавали вопрос о событиях ночи 19 декабря. На мой взгляд, эти события — прямое следствие подобного деструктивного воздействия на наше государство. При необходимости специалисты могут в деталях разобрать весь ход подобной информационной операции, которая, собственно говоря, и спровоцировала эти события.


И еще. Перечисляя угрозы, мы не сказали о таком важном аспекте национальной безопасности, как экологическая безопасность. Защита окружающей среды, нашей жизни и здоровья от вредного воздействия промышленной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — обязательное условие устойчивого развития страны.


Корр. «СБ»: Какова государственная политика в области экологической безопасности?


А.Нароленков: Она базируется на принципе приемлемого риска. Концепция риска — эффективный инструмент обоснования управленческих решений в области обеспечения экологической безопасности. Угрозы экологической безопасности есть всегда. Любые мероприятия, направленные на их предотвращение, в принципе, не могут исключать риск, а способны лишь его уменьшить.


В Беларуси сформирована комплексная система экологической безопасности, которая включает в себя нормативно–правовую и управленческую структуры, системы мониторинга окружающей среды, подготовки кадров, информирования населения. Это достаточно эффективный механизм, хотя и он требует усовершенствования с учетом новых угроз и возможностей экономики страны.


П.Якубович: Я хотел бы попросить присутствующих в зале журналистов редакции задать вопросы, возникшие по ходу нашего разговора.


Корр. «СБ»: Современная геополитическая обстановка в мире и непосредственно в европейском регионе с завидным постоянством демонстрирует нам примеры экономического противостояния как формы достижения определенных политических целей. Это противостояние по степени воздействия и результатам превосходит военные формы и способы противоборства. К сожалению, наша страна, как и многие другие государства мира, становилась объектом подобного экономического воздействия. Какие инструменты противодействия именно такого рода угрозам предусмотрены в новой редакции Концепции национальной безопасности?


Л.Мальцев: Позвольте начать с того, что в Концепции национальной безопасности определены стратегические национальные интересы, те, без которых невозможно само существование суверенного государства. Первый стратегический национальный интерес — обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета и незыблемости конституционного строя. Второй — обеспечение устойчивого экономического развития и высокой конкурентоспособности белорусской экономики. Отсюда вытекает третий стратегический интерес — достижение высокого уровня и качества жизни граждан. Заметьте, достижение высокого уровня и качества жизни граждан — это такой же стратегический национальный интерес, как и территориальная целостность и независимость страны.


Помните, я говорил о значимости стабильности любой системы, в том числе общественной. Так вот, если у нас устойчивая экономическая система, тогда возможна стабильность социума. Это и зарплаты, и пенсии, и пособия, и жилье, и прочее. А если будет обеспечена социальная стабильность, то будут и суверенитет, и территориальная целостность, и незыблемость конституционного строя. Как видно, здесь все взаимосвязано.


Экономической безопасности в концепции уделено особое место. Там заложены все конкретные задачи, решение которых позволит нам выйти на качественно более высокий уровень развития: войти в число 30 ведущих стран по условиям ведения бизнеса, войти в число ведущих 50 стран по уровню жизни населения и прочие.


Никто не говорит, что у нас нет проблем. У нас их масса. И до 19 декабря, и после нас постоянно упрекают то в одном, то в другом. У вас, мол, проблемы в экономике, скоро она рухнет и так далее. Они каждый год об этом говорят, но, как видите, не рухнула. Более того, мы даже по итогам прошлого года имеем неплохие показатели.


Да, у нас экономика сегодня затратная. По энергоемкости на единицу ВВП мы уступаем развитым европейским странам в 2 — 3 раза. Беспокоит нас и износ основных фондов. А покажите мне экономику какого–либо государства, где нет проблем. Они везде есть. Просто они не должны быть, говоря по–белорусски, поводом для «плявузгання» в адрес нашей страны. Наоборот, в цивилизованном мире наличие проблем служит только поводом для мобилизации материальных, интеллектуальных и других сил и средств, направленных на их преодоление. И не надо нас тыкать носом, мол, у нас что–то не так. Мы тоже можем указать на чужие недостатки, но мы же этого не делаем, мы решаем свои проблемы, а не упрекаем других.


А.Заборовский: На четвертом Всебелорусском народном собрании Президент высказал интересную мысль: бьют слабых. Поэтому, чтобы иметь возможность отвечать на вызовы и угрозы в экономической сфере, нам надо быть сильными. И сила должна быть в конкурентоспособности экономики. По сути, важнейший фактор, способный обеспечить экономическую безопасность в долгосрочной перспективе, — это экономический рост. И те документы, которые приняты на четвертом Всебелорусском народном собрании, и те, которые были приняты для их развития, — это, по сути, и есть стратегия экономического роста и обеспечения экономической безопасности страны на пятилетку. Речь идет о Программе действий Правительства, которая вместе с планом мероприятий по реализации Директивы № 4 создает конкретные механизмы достижения целевых задач, о которых говорил Леонид Семенович. Это снижение материалоемкости и энергоемкости, рост эффективности производства, повышение инвестиционной привлекательности экономики Беларуси.


(Окончание дискуссии — в следующем номере «СБ».)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter