Жизнь за закрытыми шторами

Грим.
Грим... Вас никогда не мучил вопрос, кто под ним скрывается? Каковы актеры на самом деле? И правда ли, что несколько умелых движений мастера-гримера могут превратить даже преклонных лет даму в кокетливую нимфетку? А кто-то говорит и о магической силе грима, способной поменять внутренний мир человека. Не зря ведь древние люди так часто использовали татуировки и ритуальные росписи по телу. Соответственно современному актеру грим помогает забыть о бытовой части своей жизни и с головой окунуться в мир страсти, трагедии или комедии. И хотя лично я в эти шаманские штучки не верю, но интрига настолько сильна, что просто не могу совладать со своим любопытством.

Набираю номер телефона начальника гримерного цеха Государственного музыкального театра Юлии Ребровой - одной из старейших и самой уважаемой из представителей этой интереснейшей профессии.

- ...И к тому же вымирающей, - грустно добавляет Юлия Константиновна. - Только представьте себе: за то время, что я работаю в театре, в моем цехе сменилось более 40 человек. Девчонки приходят, поработают месяц-другой и уходят. Чтобы у нас прижиться, нужно уметь жертвовать своими интересами и страстно любить театр... Словом, приходите. Сами все увидите и поймете.

"Лысый" парик - тоже искусство

Как правило, рабочий день гримера в театре начинается за два часа до спектакля. Мы с Юлией Константиновной договорились встретиться еще раньше, в 16.00. Наивная, я полагала, что этого времени мне будет достаточно, чтобы разведать и лично опробовать хоть некоторые секреты гримерного мастерства. Какое там! С первых же минут разговора Юлия Константиновна буквально ошарашила

: - Пройдет не один год работы в гримерной, прежде чем артисты доверят вам свое лицо.

- А что делать все это время?

- Учиться...

В нашей стране нет даже специальных курсов гримеров. Лекции по этому предмету читают лишь на первом курсе театрального факультета Академии искусств. В Москве существует единственная школа гримеров на всю Россию. Естественно, немногочисленный выпуск специалистов никак не может удовлетворить потребность театров в этой профессии. А мизерная оплата труда и вовсе вынуждает гримеров искать "где лучше" - на телевидении, киностудиях, в варьете.

- Я и сама пришла в театр сразу после школы, - вспоминает Юлия Константиновна. - Но мне очень повезло. В Омск, где я тогда жила, в войну был эвакуирован Театр им. Вахтангова. А там работали, сами понимаете, Мастера. В том числе и выдающийся гример Павел Васильевич Ремисов, ставший моим учителем.

- И с чего началось ваше обучение?

- Меня отправили в хор делать прически. Никогда не забуду. Их - человек 20, а я одна. Конечно, растерялась. А тут надо что-то придумывать, фантазировать, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого. И не дай Бог, у кого-нибудь прическа окажется такой же, как у примы. Трагедия! Скандал!

- Но почему прически? Неужели они имеют какое-то отношение к гриму?

- Правильнее говорить - к профессии гримера, - поправила моя собеседница, открывая передо мной шкаф, заполненный париками.

Белые, рыжие, черные. Завитые, с прямыми прядями и даже "лысые". Такого разнообразия париков я не видела никогда в своей жизни. За первым шкафом последовал второй, третий...

- Не удивляйтесь. Актриса может выйти на сцену бедной служанкой, а уже в следующем акте оказаться Золушкой на шикарном балу. А у нас есть только антракт (15 минут), чтобы поменять ей прическу, - объяснила Юлия Константиновна. - Кстати, знакомьтесь, это наша молодая сотрудница Женечка, которая как раз сейчас работает над новым шиньоном.

Капризная буква "М"

Три шелковые нити, туго натянутые между железными прутьями. Несколькими нехитрыми движениями Евгения ловко накручивает на них ровные пряди обрезанных волос - так, чтобы получилась своеобразная буковка "М" - и подтягивает плетение к уже готовой части будущего шиньона. Раз-два и готово... Все просто - и я смогу! Спрашиваю разрешения и принимаюсь за работу. На одну более-менее сносную букву "М" мне потребовалось минут десять - пальцы никак не хотели слушаться. А ведь чтобы получился хороший шиньон, таких букв (шириной 3 - 4 миллиметра) нужно сделать сотни!

- Не расстраивайтесь, - успокоили сотрудницы гримерного цеха. - Умение приходит с опытом.

А опыт - с годами. Теперь я начала понимать смысл фразы, которой меня встретила Юлия Константиновна.

Тем временем еще один молодой гример-постижер, Катерина, сидя напротив меня, все с той же легкостью неспешно делала усы. Как оказалось, ей достаточно одного театрального вечера, чтобы соорудить или "вырастить" очередную гордость мужчины.

- Вообще-то прически, усы, ресницы - это не первый этап, - все еще пытаясь меня подбодрить, сказала начальник гримерного цеха. - Сначала нужно изучить специфику театра. Поэтому работа гримеров-постижеров начинается с того, чтобы разнести актерам салфетки для снятия грима. Кроме того, не забыть положить каждому на стол пудру, усики, поставить клей. А главное - все свободное время смотреть за работой опытных мастеров. Когда девушка почувствует силы, ей сначала доверят гримировать актеров для детских спектаклей и только потом, спустя года 3 - 4, она сможет работать как полноценный гример. Хотя есть такие актеры, которые и через 10 лет работы "молодого" гримера в театре будут смотреть на него с недоверием.

- Актеры и впрямь бывают такие капризные?

- Не то слово! Но... Мы не имеем права их расстраивать. Они нас могут, а мы - нет. Более того, если актеры приходят к нам в плохом настроении, мы всячески пытаемся их успокоить, развеселить. Вот смотрите, тут у нас даже своеобразная аптечка есть. Кому валерьянку, кому но-шпу, кому давление измерить. А кому просто доброго слова бывает достаточно. Мол, ты у нас самый красивый, самый талантливый, самый-самый.

- А есть ли кардинальное отличие грима от обычного визажа?

- Театральный грим и визаж - это совершенно разные понятия. Ведь мы не просто подчеркиваем красоту актеров и убираем их недостатки. В театре мы создаем сценические образы. Для этого нужно изучить сценарий спектакля. Проникнуться особенностями эпохи, в которую происходит действие на сцене. Если хотите, вместе с актерами вжиться в роль. А потом долго-долго советоваться, обсуждать, как лучше изменить черты лица... Вообще, я считаю, что хороший грим - это половина успеха актера!

Закулисные байки

- Кстати говоря, - заулыбалась моя собеседница, - хотите, расскажу смешную историю? Один наш актер, у которого была роль Кактуса в детском спектакле, однажды очень спешил и забыл снять грим. Накинул зеленое кожаное пальто и выбежал на улицу. Заходит в автобус, а ему вдруг место уступают. Он садится, оглядывается по сторонам и замечает, что люди как-то странно на него смотрят и улыбаются. Ну, думает, былая слава вернулась. Приятно. Приезжает домой, и... так и замирает в прихожей возле зеркала. С зеленым лицом в белые точечки-"шипы" - через весь город!

Впрочем, курьезы в театре не редкость. Выходит однажды на сцену актер, такой кудрявый цыган, борода с сединой. Встряхнул головой - и парик упал. Он его хвать - и скорее обратно надевать. Но зрители-то уже заметили, смеются. Или вот во время спектакля "Доротея" один актер забыл усы наклеить. А у его партнерши, с которой по сценарию он целуется, реплика идет: "Усы у вас такие колючие". Но она не растерялась и говорит: "Но сегодня вы побрились"! Так что не без этого, - смеется мастер. - Но у нас же, в конце концов, оперетта.

Абсолютная живопись

на... лице

Наш разговор прервала вошедшая в гримерную актриса Людмила Станевич. В этот день ей предстояло сыграть роль Розалинды в спектакле "Летучая мышь". Юлия Константиновна и ее главная помощница, виртуоз по прическам Людмила Басалай, сразу принялись за работу. И уже спустя минут 30 передо мной сидела не просто красивая женщина, а настоящая графиня. Вот только краски на лице было многовато.

- Пусть это вас не смущает, - уловила мою мысль начальник гримерного цеха. - Ведь театральный грим рассчитан на расстояние. Независимо от того, в первом ряду сидит зритель или на балконе, он все равно имеет право видеть актрису во всей красе. Кстати, если вы обратили внимание, у нас закрыты все шторы на окнах, ведь дневной свет искажает краски.

- Гримерная - это главное место в театре, - включился в разговор актер Василий Мингалев, которому предстояло сыграть роль Альфреда. - Я работаю здесь уже 18 лет. Но на сцене благодаря Юлии Константиновне и ее помощницам по-прежнему остаюсь таким же молодым...

Преподаватель по гриму и эстетике Российской академии театрального искусства Наталья Остроумова как-то сказала: "Грим - это абсолютная живопись. Только на живом лице. На теплом пульсирующем объеме, который при этом находится в постоянном движении, готовый оживить работу мастера либо, если нет взаимности, все уничтожить". Жаль только, что нужна как минимум целая жизнь, чтобы постичь секреты этого ремесла.

Гример должен знать:

-основы гримерного и постижерного дела,

-свойства материалов,

-инструменты и приспособления,

-технику гримирования, в том числе несложных лепных скульптурных работ (носы, кулы, подбородки),

-законы мимики,

-основы цветоведения,

-стили причесок,

-способы изготовления париков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter