Священник ответил, что произойдет с нами после смерти

Жизнь в вечности

Согласно совместному проекту редакции «Сельской газеты» и Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви принимаем вопросы по основам православной веры, воцерковления, участия в таинствах церкви. На письма читателей отвечает иерей Артемий Климюк, клирик храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Минска.


С возрастом начинаешь больше задумываться о сложных вопросах. Скажите, батюшка, что нас ожидает после смерти?

Владимир Тихонович, Чечерский район

— После смерти бессмертная душа человека, разлучившись с телом, предстает перед Богом и проходит частный суд, где определяется ее участь до всеобщего Воскресения мертвых и Страшного суда. Для души, стремившейся к Богу, каявшейся и жившей по заповедям, это предвкушение вечной радости вблизи к Нему. Для души, жившей без Бога, не каявшейся, это муки от осознания своей удаленности от Источника жизни, то есть ада.

Мы верим, что окончательная участь каждого решится на Страшном суде, но в этой земной жизни мы сами выбираем, к чему стремиться, и формируем состояние своей души. Важно помнить, что милосердие Божие безгранично, но Он, дав человеку свободную волю, не может заставить всех жить праведно, и мы своей земной жизнью определяем состояние в вечности.

Оставлять вопросы для священника можно по телефону +375 (17) 311‑04‑44 или присылать на электронную почту yasko@sb.by.

* * *

Сегодня, 27 сентября, празднуется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события. Как гласит Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Эти события объединяет в названии праздника то, что обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали.

Праздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Это единственный двунадесятый праздник, исторической основой которого стали не только новозаветные события, но и более поздние, из области церковной истории.

Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, — преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста тоже стоит в начале церковного года.

В народе говорили: «На Воздвиженье тепло сдвинется, а холод надвинется. На Воздвиженье осень к зиме быстрее движется». И действительно, к этому времени наступала настоящая осень: солнце светит, но уже не согревает, дует холодный порывистый ветер, птицы улетают в теплые края, а люди достают теплые вещи из сундуков. В этот день происходит третья встреча осени и подходит к концу бабье лето.

По народному преданию, 27 сентября происходит битва между «честью» и «нечестью», одна на другую две силы поднимаются («воздвигаются»): «свято» и «несвято», правда и кривда. С помощью поднявшегося из земных недр Святого Креста Господнего победу одерживает правда. Так как Крест — символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня в народе считался постным.

29 сентября отмечается память иконы Божией Матери, именуемая «Призри на смирение», которая была явлена в 1426 году на Псковской земле, на озере Каменном. К этому чудотворному образу обращаются с молитвами об исцелении от болезней, избавлении от душевных мук, о защите от клеветы и помощи в решении жилищных вопросов. Также перед ней молятся об очищении помыслов, избавлении от гордыни и помощи умершим. Название происходит от слов Евангелия от Луки: «Яко призре на смирение рабы Своея».

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter