Какие изменения в сфере компьютерных технологий будут происходить в образовании?

­Жизнь в ­цифре

В стране создадут три крупных регистра — по сути, банк данных в этой сфере. У педагогов и учеников появится цифровой профиль, а по каждому обучающемуся можно будет выстроить персональную образовательную траекторию. Директор главного информационно‑аналитического центра Министерства образования Юрий Круглик легко и доступно рассказал о ближайших новшествах в этой сложной теме.

У каждой школы появится анкета‑паспорт

Планируем составить анкету‑паспорт для всех учреждений образования. Специалисты оценят состояние внешних и внутренних локальных сетей учреждений дошкольного, среднего, профессионально‑технического, среднего специального образования: насколько они готовы вступить в ­РИОС — республиканскую информационно‑образовательную среду. Сведения внесут в анкету, а в учреждения образования направят конкретные рекомендации по устранению выявленных недочетов. Только в прошлом году закупили около 2 тысяч единиц мультибордов и 5 тысяч единиц компьютеров, в планах продолжить поставку оборудования. Развитие и модернизация информационно‑коммуникационной инфраструктуры, улучшение материально‑технической базы — одни из важнейших направлений в цифровой трансформации системы образования.

Цифровой профиль у педагога и обучающегося

Разбушевавшийся коронавирус мотивировал появление единого информационно‑образовательного ресурса www.eior.by. Это уникальный продукт, позволяющий организовать учебный процесс в любых условиях. Лучшие педагоги страны, педагоги‑новаторы участвовали в его создании. Скоро запустим белорусскоязычную версию. Появятся учебные материалы для учреждений профтехобразования. Проект в ближайшем будущем масштабируется — будет возможность создавать личные кабинеты, устраивать видеоконференции. У каждого педагога и обучающегося появится цифровой профиль. Сюда же подключим электронный журнал, дневник. Учитель сможет моделировать уроки, запускать чат для общения. А ученики — «собирать» отметки, замечания, комментарии педагогов.

Создание трех регистров

Следующие задачи — развитие электронных сервисов, автоматизация процесса управления, построение единой информационной системы управления образованием. Есть общая база со статистическими данными, к которой подключены все учреждения образования. Информация в ней позволяет администрации или вышестоящим органам принимать управленческие решения. Ранее система была достаточно разрозненна, потому проведены работы по ее доработке.

Все процессы в образовании надо типизировать, а также предложить учреждениям стандартный набор программного обеспечения, которое можно применять в учебной, воспитательной, организационной и других сферах. Это будет бесплатный государственный сервис. Допустим, возьмем процесс составления расписания. Можно оформить его традиционно, взяв большой лист бумаги, а будет возможность зайти на приложение, которое практически сделает это за тебя. 

К 2023 году внедрим систему мониторинга трудоустройства выпускников, чтобы отслеживать их судьбу — карьерный рост, занятость, область деятельности. Появится информационное ядро в виде трех регистров — обучающихся, организаций образования, работников образования. В настоящее время разработано техническое задание по их созданию. Например, в регистр обучающегося будут внесены сведения по каждому учащемуся и студенту — в какой школе, классе (группе) учится, включен ли в банк данных одаренной молодежи и т.д.

Создадим единую корпоративную систему электронной почты, чтобы она была безопасной и надежной. 

Персональная образовательная траектория

Появление регистров, развитие сервисов — электронный дневник и журнал, масштабированная версия единого образовательного ресурса — все это позволит выйти на персональную образовательную траекторию по каждому обучающемуся. Мы сможем видеть аналитику по преподавателю, успеваемости каждого ученика. 
Вы представляете, что нажатием пары клавиш мы сможем выяснить, в каком классе и у какого педагога теорема Пифагора была усвоена лучше всего. Согласитесь, еще пару лет назад это казалось каким‑то чудом. 
В будущем систему можно связать с рынком труда и предоставить возможность родителям, детям посмотреть, какие учреждения готовят самых успешных специалистов, какие предметы нужны для высокооплачиваемых специальностей.

КСТАТИ

В стране разработаны и реализуются сразу несколько государственных программ, направленных на IT-развитие сферы образования. Самые масштабные и значимые — программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021—2025 годы, Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования на 2019—2025 годы. Основная цель — создание республиканской информационно-образовательной среды — ­РИОС.

azanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter