Знаменитому тренеру Эрнсту Мицкевичу исполнится 75 лет

Жизнь в стиле самбо

Как бы и мне остаться таким живчиком в 75 лет? Этот вопрос первым приходит на ум, когда видишь Эрнста Мицкевича, подтянутого и молодцеватого.

— Ка–ак?! — смеется в ответ знаменитый тренер, растягивая свой издевательский ответный вопрос. Но вдруг становится серьезным. — Работа с молодежью! Она принуждает быть в форме. У тренеров должен быть свой этикет, который не позволяет ходить обрюзгшим и нести впереди себя брюхо. Это моветон! Я до сих пор с учениками работаю на ковре. Поэтому у меня и результаты...


Помимо результатов, у Эрнста Антоновича за плечами непререкаемый авторитет, 57 лет жизни на борцовском ковре, из которых 53 приходится на активную тренерскую карьеру, и, конечно, огромный опыт вкупе с накопленной жизненной мудростью. Скарб поистине бесценный!

Их было пять братьев — и все самбисты. Мицкевичей в послевоенных Барановичах, которые наряду с Оршей возглавили список самых криминальных городов Беларуси, знали многие. А кто не знал — знакомился и больше не забывал. Кривая дорожка молодецкой удали могла их вывести куда угодно, но дело в свои руки взял случай, ниспослав однажды братьям и самому неугомонному из них Эрику встречу, которая изменила их жизнь. В конце 1950–х в город после службы в армии вернулся Анатолий Зарецкий, освоивший на службе набиравший большую популярность самобытный вид борьбы — самбо. Человек одержимый и по–хорошему фанатичный, он организовал в Барановичах соответствующий кружок по интересам, собрав под своим крылом всех шалопаев с городских подворотен. О тех годах Эрнст Мицкевич вспоминает с упоением:

— Летом маты клали прямо среди сосен в лесу и вдохновенно занимались. Мы ведь были все, по сути, шпаной, героями танцплощадок и мальчишеских битв. Скрывать не буду: я очень любил подраться! Ростом был хоть и мал, но спуску не давал никому. Я ходил всякими тропками, и встречались мне на них далеко не только интеллигентные люди. Часто бывали компании навеселе, которым казалось, что море по колено. Плечом меня, малыша, заденут, а я им культурно так: «Товарищи, нельзя ли поосторожнее?» В ответ, как правило, тут же следовал типичный вопрос: «Чё?» — и это для меня было, как гонг к началу боя. Уже через минуту те, кто не успел убежать, лежали на земле. Я до двух не считал, сразу бил. Тренировались мы упорно. В том числе проходили и боевой раздел самбо. Время было горячее...

У Эрнста Антоновича и сейчас огонек в глазах, со своими воспитанниками (а теперь это в основном девчушки из сборной Беларуси по самбо) он шутит и смеется. Эрик в семье был второй, его старший брат Арнольд тоже известный тренер, личный наставник знаменитого Виталия Песняка. Правда, звание мастера спорта Эрик получил первым — брата перещеголял. Арнольд рано ушел из жизни, его не стало в 2000–м, зато остальные братья до сих пор живы и, бог дал, здоровы: Леонид — подполковник, живет в Москве, а Иван и Петр — в Барановичах. Один — военный, другой — тренер.

Эрнст Антонович — заслуженный тренер СССР по дзюдо и заслуженный тренер БССР по самбо. Дзюдо он знает, как говорится, от и до, шесть лет был тренером сборной СССР, а это вам не шутки. На турнире «Дружба», который в 1984 году проводился в пику Олимпиаде в Лос–Анджелесе, которую страны социалистического лагеря бойкотировали, его подопечные завоевали 5 золотых, 2 серебряные и одну бронзовую медали. Но самбо Мицкевичу все–таки ближе, именно этой борьбе он посвятил себя целиком без остатка.

— Наставник обязан каждодневно повышать свой педагогический и тренерский уровень: читать литературу, изучать новые разработки, штудировать видеоматериалы. У нас сегодня, к сожалению, многие корчат из себя великих специалистов, а по сути своей являются всего лишь безграмотными тренерами. Для меня приоритетом всегда был результат, а не зарплата. Когда видишь плоды труда, получаешь истинное удовольствие. Вот ты спрашивал, как оставаться бодрым, когда тебе перевалило за 70? Работу свою нужно любить! Если мне нездоровится, я прихожу в зал, и все недуги тут же отступают, я здесь живу! Домой возвращаюсь здоровым человеком. Ни разу в жизни я не опоздал на тренировку, на больничном всего два раза в жизни был. А каждый ученик похож на своего наставника, как сын на отца. Если нет к тренеру доверия и уважения, результата никогда не будет. Только полная взаимосвязь ведет к победе.

Эрнст Антонович — кандидат педагогических наук, профессор. Он прошагал в жизни длинную дорогу, но о временах рассуждать не любит — не видит большого отличия ни между тяжелыми послевоенными годами, ни между брежневским застоем и лихими девяностыми.

— У меня на первом плане всегда стояла работа, потому все времена были для меня, по сути, одинаковыми. Могу судить лишь о поколениях. Нынешние ребята часто ставят финансовый стимул во главу угла. Оканчивают БГУФК, получают тренерский диплом, а работать идут на рынок — там платят больше. Не согласны ждать, хотят всего и сразу. Жаль, но профессионалов почти нет, фанатов не осталось. А потому и спортсменов высокого класса растет гораздо меньше. Все взаимосвязано.

В среду днем самбисты сборной Беларуси улетели в Москву на Кубок мира — это один из этапов подготовки к чемпионату Европы, который пройдет в нынешнем году в Минске. Впереди маячат домашние Европейские игры–2019. Работы столько, что об очередной круглой дате (75 лет Эрнсту Антоновичу стукнет во вторник) даже вспомнить некогда. И о пенсии «в свои 18» он даже не задумывается.

s_kanashyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter