Жизнь в сотах кипит

Днем рождения сотовой связи в Беларуси можно считать 7 мая 1993 года, когда на рынке появился первый оператор ООО СП "БелСел" и потратил первые 10 миллионов долларов на развитие сети...
Днем рождения сотовой связи в Беларуси можно считать 7 мая 1993 года, когда на рынке появился первый оператор ООО СП "БелСел" и потратил первые 10 миллионов долларов на развитие сети...

"Всего за несколько минут вы можете позвонить в любую точку земного шара, где бы вы ни находились - дома, в офисе, в машине или просто на улице, в то время как абонент обычной телефонной линии затрачивает на это от двух до трех часов", - вещала реклама. Чертовски привлекательно, но сногсшибательно дорого. Трубка (кстати, весом от 300 граммов до полутора килограммов в зависимости от радиуса действия) стоила в эквиваленте 1.000 долларов США. Еще 100 долларов - абонентская плата и полдоллара - каждая минута разговора. При среднемесячной зарплате, эквивалентной примерно 20 долларам, позволить себе быть "мобильными" могли только руководители высшего звена крупнейших частных компаний (в основном торговавших автомобилями), железной дороги, нефтегазовых и государственных промышленных предприятий, а также банки и посольства. Всего около 300 абонентов.

В апреле 1999 года зарегистрирована первая компания сотовой связи, работающая в самом популярном в мире стандарте GSM, известная под торговой маркой VELCOM. Потенциальная емкость белорусского рынка в это время, по оценкам зарубежных экспертов, составляет около 3,5 миллиона абонентов. Однако к концу 2001 года "мобильными" стали только 140 тысяч жителей Беларуси. По этому показателю нас стремительно обгоняют соседи не только с запада, но и с востока.

2002 год. На рынке - сотовый бум. Количество абонентов сети утраивается. А катализатором этого явления стал приход второго оператора стандарта GSM - СООО "Мобильные ТелеСистемы". Компания распространяет на Беларусь опыт работы в России и Украине и делает ставку на малобюджетного клиента. Пользователям предлагаются более доступные расценки на звонки в сети и посекундная тарификация.

Ужесточившаяся конкуренция ломает первоначальные планы обеих компаний. МЦС планировала с 1999 по 2008 годы привлечь в Беларусь около 150 миллионов долларов, МТС - 215 миллионов долларов за 10 лет. Обе уже выполнили планы досрочно и в октябре, с разбежкой в две недели, подключили по миллиону абонентов. Еще 76 тысяч пользователей насчитывается у "БелСела".

Но самое интересное, пожалуй, еще впереди. На этой неделе в Беларуси зарегистрирован третий оператор сотовой связи стандарта GSM.

Подготовительная работа к приходу БеСТа уже началась. Разрабатывается бизнес-план, подыскиваются кредитные ресурсы. В общем, обычная рутинная работа. Любопытнее другое. Как относятся к грядущему переделу рынка действующие игроки? "СБ" решила взять блиц-интервью у всех операторов мобильной связи в Беларуси.

"СБ": Как чувствует сейчас себя первый оператор? Все ли его устраивает?

Владислав Рачкевич, генеральный директор ООО СП "БелСел":

- Сейчас все участники сотового рынка стремятся привлечь в свои ряды максимальное количество абонентов. Наша компания - не исключение. Не так давно мы провели уникальную акцию - каждый абонент, который приводил подключаться к DIALLOG своих друзей, знакомых, родственников, получал от компании по 20 тысяч рублей в подарок. Введены в эксплуатацию новые услуги - среди них Интернет-система сервиса абонента, проводится работа по организации обмена SMS-сообщениями с операторами GSM. Сейчас у компании всего 4 процента рынка мобильной связи. Это не та цифра, которая бы нас устроила. Однако не стоит забывать, что за прошедший год мы увеличили свою долю на рынке в два раза. Это свидетельствует о положительной динамике. До конца следующего года темпы снижать не намерены. Услуги DIALLOG станут доступны во всех международных транспортных коридорах, а также на автодорогах Минск - Гродно и Першаи - Ошмяны.

Новый стандарт работает в Беларуси менее двух лет и еще не обрел настоящей популярности, как, скажем, в России. Среди его преимуществ по сравнению с GSM можно назвать большую скорость передачи данных, минимальный уровень шумов во время разговора, более высокую конфиденциальность связи, низкое излучение мобильных телефонов. Кроме того, звонки в сети DIALLOG - бесплатные. Если бы абоненты сетей GSM говорили друг с другом столько же, сколько и наши, так называемый "эффект Нового года" продолжался бы для них постоянно, то есть разговаривать из-за перегрузок сети было бы просто невозможно. Ни один из операторов GSM не смог позволить своим абонентам разговаривать друг с другом бесплатно в силу технологических ограничений данного стандарта.

"СБ": Как вы оцениваете перспективы дальнейшего освоения рынка мобильной связи в Беларуси?

Андрей Румянцев, генеральный директор СООО "Мобильные ТелеСистемы":

- Беларусь - очень перспективный рынок для развития услуг сотовой связи. Возможно, к концу следующего года наша компания будет насчитывать уже около 2 миллионов абонентов. Во всяком случае, можно пообещать эту цифру и попытаться ее достичь. Для этого нужно установить коммутаторы во всех областных центрах, заключить договоры на поставку новых базовых станций. В следующем году мы должны обеспечить мобильной связью территорию, где проживает 90 процентов населения страны.

"СБ": Произойдет ли изменение тарифной политики компании в Беларуси с приходом на рынок нового государственного оператора?

Василий Сидоров, президент ОАО "Мобильные ТелеСистемы":

- У нас вызывает озабоченность тот факт, что государство владеет контрольной долей двух операторов сотовой связи и оказывается в ситуации конфликта интересов акционера и регулирующего органа. До сих пор удавалось принимать решения исходя из бизнес-логики. Однако теперь, когда на рынке появляется стопроцентно государственный оператор, весьма велик соблазн дать ему какие-то преференции. У нашей компании достаточно низкие тарифы. Ни в России, ни в Беларуси, ни в Украине, ни в Узбекистане мы не жируем. Еще снижать тарифы нет никакого смысла. Компания должна зарабатывать деньги для своего развития. Ни один оператор не станет демпинговать, если, конечно, он не получает субсидий. А субсидии в бизнесе, на мой взгляд, неприемлемы.

"СБ": Устраивает ли компанию, много лет лидировавшую на рынке сотовой связи в Беларуси, второе место?

Николай Юшкевич, и.о. генерального директора СП ООО "Мобильная цифровая связь":

- Второе место нас никак не устраивает. Однако я бы не стал судить только по объему абонентской базы, необходимо рассматривать деятельность компании по совокупности критериев. Мы полагаем, что более показательным будет 2005 год. В техническом плане у нас создан хороший задел. Заключены контракты с мировыми производителями на поставку 500 базовых станций дополнительно к 621 установленной. Сеть фактически удвоится. Появится техническая возможность подключить 2 миллиона абонентов. Мы планируем внедрение специальных программ по привлечению новых клиентов и лояльности к тем, кто доверился нам.

Благодаря расширению сети в следующем году связь VELCOM будет работать во всех городах, населенных пунктах городского типа, а также в пригородах столицы, областных центров, Барановичей, Борисова, Мозыря, Полоцка, Жодино, на основных республиканских трассах.

"СБ": Возможно ли совместное использование несколькими операторами башен и площадок?

Дмитрий Фостий, технический директор VELCOM:

- Существует целый ряд ограничений по совместному использованию несколькими операторами башен связи. Есть риск элементарной перегрузки фундамента, металлических конструкций. Кроме того, будут ущемлены наши интересы по развитию сети. Башни строились с запасом прочности на перспективу.

"СБ": Планируется ли снижение тарифов в преддверии прихода нового мобильного оператора?

Роберт Дашян, коммерческий директор VELCOM:

- Снизить тарифы можно за полчаса, и рынок тут же изменится. Но прежде нужно подготовить сети, чтобы потом не иметь технических проблем. Мы объявили тариф "Легкий" только тогда, когда заключили контракты с двумя телекоммуникационными концернами на поставку дополнительного оборудования. Качество связи - превыше всего.

Итак, произошло главное. Тарифы компаний максимально сблизились. Зоны покрытия "сотами" территории страны выравнялись. 85 - 90 процентов городского населения технически могут позволить себе быть "мобильными". Цель, поставленная в программе ускоренного развития мобильной сети, - обеспечить ею все население Беларуси. Предполагалось, что произойдет это в 2014 году. Но, похоже, это случится гораздо раньше.

Уже в 2005 году сотовой связью будут обеспечены все транзитные и основные республиканские магистрали, свободные экономические зоны, города и городские поселки, словом, 70 процентов территории, где проживает 90 процентов населения страны. Сеть удвоится. А значит, станет более доступной и технически, и экономически.

И перед соседями уже не стыдно. Сейчас по темпам "мобилизации" населения мы обгоняем Украину, где на 50 с лишним миллионов жителей сегодня приходится 10 миллионов мобильников, и догоняем Россию с ее 57 миллионами сотовых на 150 миллионов человек. Впрочем, судя по некоторым странам Европы, резервы есть. В Чехии, Финляндии, Норвегии сотовый телефон - у каждого жителя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter