Беларусь оказывает всю необходимую помощь беженцам, которых ЕС позвал, а теперь не пропускает через границу

Жизнь в ожидании

Застрявшие на пути на Запад люди, бегущие от войн и разрухи на Ближнем Востоке и в Африке, несмотря на жестокость и неумолимость польских и прибалтийских властей, надеются на лучшее. Около тысячи человек остаются в ТЛЦ «Брузги» в ожидании гуманитарного коридора в Германию, Францию и Великобританию.

Однако реальных шагов для решения этой проблемы власти ЕС пока так и не начали предпринимать, хотя обещаний за последние недели было дано немало.


Один на один с бедой не оставлены

Транспортно-логистический центр, который еще не так давно был просто большим складом, сегодня напоминает мини-город. Длинные проходы между стеллажами стали своеобразными улицами для сотен семей беженцев. Люди ютятся на бетонном полу, вместо кроватей — спальные мешки… О таком мечтали те, кто сейчас оказался заложником границы?

— Да, мы в тепле. У ребенка есть еда, теплая одежда. Спасибо за это. Но мы сюда ехали не за этим, — говорит молодая женщина по имени Лава, которая находится в ТЛЦ вместе с мужем и 4-летним сыном. — Мы решились на то, чтобы попытаться попасть в Европу, ради будущего ребенка. Как и многие другие семьи, мы ищем лучшей жизни, потому что в Ираке не можем устроиться на работу, дать образование своим детям, обеспечить им старт в жизни.

Таких женщин, как Лава, в ТЛЦ — сотни. Несмотря на маленьких детей на руках, они не готовы возвращаться на родину. Хотя такое право есть: вывозные авиарейсы из Минска в Багдад, Эрбиль, Дамаск организовывали по заявкам беженцев.

Тем не менее на границе продолжают находиться около тысячи человек. Эти люди не оставлены один на один с бедой. Общий объем помощи за месяц — около 150 тонн: порядка 70 тонн продовольствия, 20 тонн молочных продуктов, 9 тысяч единиц одежды, матрасов и теплых вещей.

Кроме того, санитарно-гигиенические процедуры, защита и охрана людей организованы на высшем уровне. В центре дежурят волонтеры, переводчики, МЧС, врачи. На днях Минздрав подвел итоги прошедшего месяца. Всего за время пребывания беженцев на территории Гродненской области было зарегистрировано 159 случаев обращений за медицинской помощью, проведено более 2,5 тысячи консультаций специалистами скорой медицинской помощи. Среди приграничных пациентов было около 60 детей и 10 беременных женщин.

Впечатляют не столько цифры, а то, как честно и бескорыстно действовали и продолжают действовать белорусские врачи (представители других ведомств и волонтеры), несмотря на языковой барьер и культурные различия.


Недетские печали

Если взрослые беженцы с самого начала осознавали всю опасность пути в Европу за лучшей жизнью и теперь готовы терпеть невзгоды до победного конца, то малыши понимают это не всегда.

— Сотни детей здесь столкнулись с таким, о чем современные дети просто не должны знать, — поделился член Совета Республики Дмитрий Басков во время недавнего посещения ТЛЦ. — Со своей стороны мы готовы сделать все для того, чтобы облегчить их пребывание на территории Беларуси.


К слову, среди волонтеров, которые дежурят в лагере, немало представителей БРСМ. Студенты и молодые рабочие успели познакомиться и даже подружиться со многими беженцами. Неудивительно, что во время награждения победителей республиканского конкурса «Волонтер года — 2021» в Минске активисты БРСМ организовали выставку рисунков детей, по воле случая находящихся сейчас на границе.

— Рисунков собрали около трех сотен, на многих из них можно увидеть изображение дома. Обрести крышу над головой — главная мечта каждого ребенка, — рассказал первый секретарь Гродненского обкома БРСМ Андрей Есин.

Малыши вслед за взрослыми устраивают в своем временном прибежище митинги. В руках — рукописные плакаты с призывами о помощи к Европе. «Мы простые беженцы, пожалуйста, перестаньте стрелять по нам», — написано на бумаге. Дети сбивчиво скандируют лишь два слова на английском: «Помогите нам».

Примечательно, что в своих обращениях дети и взрослые, несмотря на мусульманское вероисповедание, часто указывают Папу Римского. Почему? Вероятно, в курсе, что понтифик остается верен христианским принципам добродетели. Пока западные политики ведут игру в двойные стандарты, Франциск не устает говорить о реальных проблемах Европы. Так, на днях глава католической церкви посетил лагерь беженцев Мавровуни в Греции, в котором проживает около 2,3 тысячи человек.

— Пожалуйста, давайте остановим это крушение цивилизации! — призвал мировое сообщество понтифик и добавил, очевидно, говоря не только о Греции, но и о Польше: — Легко взбудоражить общественное мнение, внушая страх перед другим.

А вот явить чудеса истинного милосердия и протянуть руку реальной помощи трудно. Хватит ли сил и смелости для этого у наших западных соседей? Покажет время.
Сергей Клишевич, депутат Палаты представителей Национального собрания:

— По сути, в ЕС неофициально принята позиция, что лица, которые транзитом прибывают в Беларусь, — это не беженцы, а экономические мигранты. Будто никакой войны в их странах нет, и они просто используют самый дешевый, а потому наиболее опасный коридор нелегального трафика. Это в первую очередь позиция Брюсселя. При этом Польша, США и Великобритания занимают иную позицию: настаивают, что это не просто экономические мигранты, а некий инструмент военного давления ОДКБ на Польшу и Прибалтику. Что, в свою очередь, должно якобы выступить предлогом для наращивания восточного контингента НАТО. Однако для национальных оборонных структур, которые размещены в старой Европе, такие заявления выглядят смешно. Они не видят в беженцах никакой военной угрозы. Поэтому в ЕС должностные лица ведут себя либо лицемерно, либо пассивно, а международные организации практически не выступают с осуждением действий Польши. Если бы с их стороны эти люди все-таки были признаны беженцами, это повлекло бы прецедент, когда пограничное государство ЕС военной силой останавливает лиц, которые просят убежище, что для идеологии ЕС и для его центральных органов недопустимо. Поэтому и выбрана такая позиция, когда их не признают беженцами и публично возлагают на Россию и Беларусь ответственность за организацию кризиса.

Мы видим, что Польша сейчас группирует вокруг себя все ультраправые политические силы в Европе. В тактическом плане они делают это, чтобы сформировать для себя группу поддержки в органах ЕС на случай конфронтации с Брюсселем, которая, по сути, уже активно идет. С точки зрения этих «сочувствующих» ультраправых группировок, убийство беженцев на границе не то что не является преступлением, но является желательным прецедентом, проявлением польской политической воли.

А в стратегическом плане на 5—10 лет вокруг Польши уже, возможно, сформируется костяк нового самостоятельного блока «Междуморье», о котором недавно говорил наш Президент. На наших глазах возникает новый военно-политический центр, где будут сосредоточены основные ударные силы НАТО.

Такой центр не может быть нестабильным и разрушенным, как Украина, или депрессивным и безлюдным, как Прибалтика. Это должно быть экономически устойчивое ядро, которое, помимо своих военных целей, то есть сдерживания России, транслирует на Восток и Запад некую «привлекательную» идеологию. В нашем случае это национализм и ультраконсерватизм.

Польша плотно встала на этот путь в 2020 году, когда было принято решение о дестабилизирующих действиях в Беларуси и реализации политики активного вмешательства в наши внутренние дела. Сегодня они продолжают выполнять те стратегические задачи, которые им поставили американцы.
В ТЕМУ

По сообщениям Поль­ской пограничной службы, на территории их страны в выходные более 30 беженцев получили постановления о выдворении. Такая практика противоречит правилам ЕС. В начале недели Европейский суд по правам человека вынес решение, что беженцев, оказавшихся на территории Польши, нельзя вытеснять обратно в Беларусь.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter