ЖИЗНЬ В ГАРМОНИИ

Дисциплина, которую преподает будущим музыкантам педагог Республиканской гимназииколледжа при Белорусской академии музыки Галина Гринчук, называется «гармония». Как специальный музыкальный термин и как общеупотребимое слово, гармония означает, по сути, одно и то же — приведение в лад, в согласованность, в доброе согласие и разумное равновесие. Галина Петровна передает своим ученикам это искусство: в музыке и в жизни.

Мой последний ребенок
— Понимание того, что детей надо любить, а не воспитывать, пришло ко мне не сразу, — рассказывает Галина Гринчук. — В молодости мне хотелось своих учеников переделывать, перевоспитывать. Сейчас я стараюсь понять их. Я — классный руководитель в 10-м классе. Классной у них стала пять лет назад. Тогда этот класс считался худшим в школе, и никто из педагогов не хотел их брать. Меня уговаривали: потерпите годик, потом мы у вас их заберем. Через год их никто не забрал, через два я поняла, что уже сама никому их не отдам, настолько они стали мне родными. Я вложила в них все, что, может быть, недодала своим сыновьям. Когда они росли, я была еще молода, не было опыта в воспитании, да и времени — приходилось, как и большинству наших женщин, разрываться между воспитанием своих детей и работой... Так что мой класс, где я сейчас классный руководитель, — это, образно говоря, мой третий, последний ребенок. Я слежу за их здоровьем, успеваемостью, я в курсе их дел — они сами делятся со мной. Оказывают мне доверие своим доверием...
— Преподаватель гармонии учит и гармонии в жизни?
— Мне не хотелось бы проводить какие-то параллели. Гармония, сольфеджио — это предметы, без знания которых музыканту не обойтись. Понимать законы музыкальной гармонии необходимо для поступления в консерваторию, и я очень стараюсь, чтобы по моему предмету у ребят не было пробелов в знаниях. А в жизни... В моем классе большинство — мальчишки. Многие из неполных семей, девять мальчиков — иногородние и живут в интернате. Они сквернословили, дрались нещадно. И я подумала: эту агрессию, эту злость надо переломить. Надо дать им своими глазами увидеть настоящее горе, настоящую боль, чтобы они по-иному взглянули на свою жизнь. Одна из родительниц — Людмила Леонидовна Лазарчук, работающая в педагогическом университете, — предложила моему классу принять участие в волонтерском движении вместе со студентами БГПУ. В первый раз мы поехали с концертом ко Дню матери в 1-й дом ребенка, где воспитываются брошенные, отказные детки от года до трех лет, многие из которых тяжело больны. Концерт наш мы провели для персонала, но мои ребята (тогда они были пятиклассниками) прошлись по палатам, увидели эту сторону жизни. С тех пор благотворительные концерты мы проводим каждый год, побывали в детском онкологическом центре, домах инвалидов... Я считаю, это учит ребят оценивать свою жизнь с иных позиций. Они видят мужество тех, с кем жизнь обошлась жестоко, их умение радоваться каждому дню. И учатся понимать: они здоровы, они любимы, в школе и дома их окружают люди, готовые о них позаботиться, — да ведь это и есть счастье! И, к слову, даже я не ожидала, что к благотворительным концертам мои сорванцы будут относиться настолько ответственно. Ребята остаются после уроков, самостоятельно репетируют, и эти концерты всегда проходят на высоком профессиональном уровне.
Если говорить о моих педагогических методах... Я никогда не обманываю детей. Если я что-то им пообещала, обязательно выполню. Попрошу коллегу-педагога, чтобы он отменил контрольную работу, если мои ребята об этом попросили и я вижу, что они не капризничают, а действительно очень устали, ведь помимо уроков и репетиций они еще участвуют в самых разных концертах. Пообещала им экскурсию на Линию Сталина — тогда она только открылась, и ребятам очень хотелось туда попасть, а еще никого не пускали. Обратилась с письмом в общество афганцев, и нам устроили индивидуальную экскурсию...
Мои ученики тоже не обманывают меня. Нет, не выучить или сбежать с урока иногда кто-то из них может. Но уж если пообещали что-то — сделают. Я знаю, что могу на них положиться.
Фундамент хорошего вкуса
— Современной молодежной музыкальной культуры я почти не знаю, о чем сожалею. Мои ученики иногда на школьных вечерах спрашивают мнение: “Галина Петровна, вам нравится эта группа? Не знаете? Мы сейчас вам поставим”. Что-то мне нравится, что-то нет. Мне не хотелось бы оценивать, а особенно негативно оценивать то, в чем я не специалист. Я работаю преподавателем в сфере академической, классической культуры. Но, мне кажется, именно классическая культура — тот фундамент, на котором базируется умение отличать в любом музыкальном направлении искусство от подделки.
— Многие ли сегодня обладают этим умением?..
— К сожалению, утверждать, что общий уровень культуры в нашем обществе высок, будет явным преувеличением... Лет 20—30 назад каждый концерт в филармонии действительно был событием. Выдающиеся музыканты не позволяли себе выйти на сцену и сыграть лишь бы как, и им было все равно, где играть — перед школьниками или в Большом зале Чайковского, ведь перед ними зритель. Именно такому отношению к выбранному в жизни делу я стараюсь научить своих учеников. Сегодня в Беларуси есть музыканты действительно мирового уровня, к нам приезжают выдающиеся исполнители из ближнего и дальнего зарубежья. Но нередко их исполнение с профессиональной точки зрения не впечатляет: они не выкладываются полностью. А зал взрывается аплодисментами. Сегодня зритель аплодирует имени, аплодирует цене билета и очень редко — исполнению. Это — частный пример, конечно. А если говорить о нашей культуре... Прежде было такое понятие — “интеллигенция”. Потом его превратили в бранное слово. К счастью, по-настоящему интеллигентные люди в Беларуси были всегда. Есть они и теперь.
Право быть собой
— В школе и в консерватории я всегда была отличницей, активисткой, комсомолкой. И когда мой старший сын Игорь пошел в первый класс, помню, я говорила его учительнице: вы не представляете, что это за талантливый ребенок! Но первый его год в школе стал для меня просто шоком. В дневнике не было живого места — каждая страница просто пестрела замечаниями по поведению (“бегал на уроке”, “дрался на перемене”...),  да и оценки были разными. Первый класс моего первого сына меня сильно отрезвил. Я поняла: дети не могут быть именно такими, какими их хотят видеть родители, и нужно уметь вовремя остановиться в своем честолюбии. Твой ребенок должен суметь стать в жизни не тем, кем хочешь ты, а тем, кем хочет он — это гораздо важнее. И к этому стремлению надо относиться уважительно. Когда дорос до школьной парты мой младший сын Петр, я уже была готова ко всему. Сегодня оба моих сына получили высшее образование, честно относятся к своей работе, коллеги ценят их за профессионализм. А то, что ни один из них не выбрал в жизни дорогу музыканта — ну что ж, это их решение. Мне кажется, у меня хорошие сыновья. А я — хорошая мать, ведь они уже взрослые, но по-прежнему любят меня, никогда не забывают о Дне учителя, моем дне рождения, всегда поддерживают меня в трудную минуту. Иное дело, что, выбери они когда-то своей профессией музыку, я была бы для них сегодня большим авторитетом. Это естественно: я очень люблю своих родителей, но они не имеют отношения к музыке, и я всегда больше прислушивалась к мнению учителей. У большинства моих учеников родители — немузыканты, а потому в профессиональных вопросах они ждут моего одобрения, спрашивают моего совета. Наверное, поэтому успехи моих учеников значат для меня не меньше, а, может быть, больше, чем успехи сыновей.

Вчера в Минске в Белорусской государственной филармонии чествовали цвет белорусской культуры
Высшую награду Минкультуры — Знак “За вклад в развитие культуры Беларуси”, утвержденный главой государства, а также грамоты Министерства культуры Беларуси, Совета Министров, Национального собрания, Республиканского комитета профсоюзов получили около ста работников культуры страны. Это артисты, библиотекари, музыканты, кинематографисты, клубные работники, сотрудники и руководители отделов культуры, преподаватели.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter