Важнейшие события 2020 года в транспортной сфере Беларуси

Жизнь в движении

Движение — это жизнь. Транспортный комплекс и его инфраструктура призваны своевременно и качественно обеспечивать потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства. Даже мировая пандемия COVID-19 не сумела выбить из колеи эту отрасль. Более того, в непростом для экономики 2020-м в Беларуси был осуществлен ряд знаковых проектов в транспортной области. О самых важных из них — в подборке, посвященной итогам уходящего года.

Дороги, которые мы выбираем

В нынешнем году в Беларуси осуществлен ряд важных проектов в сфере дорожного строительства. В частности, реконструирован участок автомобильной дороги Р-53 Слобода — Новосады, соединяющей Минск со Смолевичами — городом-спутником столицы. Реконструирован мост через реку Пина на автомобильной дороге Р-6 Ивацевичи — Пинск — Столин. Построен мостовой переход через реку Сож на трассе Р-140 Славгород — Краснополье. Началась реконструкция автодороги М-7 Минск — Ошмяны — граница Литовской Республики, участка шоссе Р-23 Минск — Микашевичи (16 километров на отрезке между Слуцком и Солигорском). Продолжается реализация проекта масштабной реконструкции мостовых сооружений на автодорогах.

Семь футов под килем

В марте Правительство согласовало с Минтрансом создание Государственной администрации водного транспорта. Ее появление должно в будущем обеспечить доступность, повышение качества и безопасность услуг водного транспорта и стать гарантом выполнения международных обязательств нашей страны в области торгового мореплавания. А в мае Минтранс установил перечень и границы внутренних водных путей Республики Беларусь, открытых для судоходства. Интересный факт: в список включен, в частности, участок реки Свислочь в северной части Минска — от МКАД до Канатного переулка (в районе Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны).

Стоп-коронавирус

Беларусь в отличие от сопредельных стран весной не закрыла свои границы. Тем не менее международное пассажирское сообщение на некоторое время фактически сошло на нет. Для дальнобойщиков же в нашей стране были созданы условия для безопасного и скоростного перемещения: определены пункты отдыха и питания, заправки транспортных средств транзитников. Когда из-за COVID-19 страны стали закрывать свои границы и воздушное пространство, государство подставило плечо застрявшим за границей соотечественникам. Благодаря скоординированным усилиям и при активном вовлечении авиакомпании «Белавиа» удалось возвратить на родину более 8300 обратившихся за помощью граждан Беларуси. При необходимости была обеспечена возможность пешего перехода границ со странами-соседями, организовывались гуманитарные коридоры, специальные автобусные рейсы. Параллельно оказывалась помощь гражданам других стран. Здесь на руку сыграло продолжение регулярных полетов ­«Белавиа» в Европейский регион. Благодарность нашей стране выражали посольства Великобритании, Швеции, США и других стран, простые граждане.
Когда из-за COVID-19 страны стали закрывать свои границы и воздушное пространство, государство подставило плечо застрявшим за границей соотечественникам.

Стальные магистрали: от количества к качеству

Пока международное пассажирское железнодорожное сообщение приостановилось, Беларусь развивала перевозки внутри страны, создавая для этого новые возможности. 21 июня с участием Президента было открыто регулярное движение электропоездов по маршруту Светлогорск — Жлобин — Минск. Кроме того, начали курсировать составы Гомель — Светлогорск — Гомель. Все это стало возможным благодаря завершению электрификации на участке Жлобин-Подольский — Светлогорск-на-Березине — одного из этапов реализации инвестиционного проекта по электрификации участка Жлобин — Калинковичи — Барбаров общей протяженностью 141 километр, который планируется завершить до конца 2021 года.

Параллельно БЖД продолжила обновление подвижного состава и открывала новые маршруты. С 24 июля новый современный дизель-поезд производства польской компании PESA начал курсировать по маршруту Гродно — Минск — Гродно. В декабре впервые перевозки пассажиров в сообщении Минск — Могилев начали осуществляться комфортабельным моторвагонным подвижным составом бизнес-класса. В конце года по пятницам и воскресеньям пустили и поезд бизнес-класса Минск — Пинск. До трех пар в сутки увеличена частота обращения ежедневных составов межрегиональных линий бизнес-класса между Минском и Витебском.

Не опуская крыльев

Авиационная отрасль в условиях коронавирусных ограничений не опустила крылья. В августе, к исходу первой волны пандемии, Национальному аэропорту Минск удалось в 8 раз увеличить пассажиропоток по сравнению с апрелем. В разгар весны, напомним, спад составил более 93 процентов, а количество выполненных авиарейсов сократилось на 83 процента. Позже иностранные авиакомпании начали возвращаться в главную белорусскую воздушную гавань. Хотя первую скрипку по традиции играла «Белавиа». Отечественный перевозчик, кстати, летом помог выжить туристической отрасли за счет открытия чартеров в Турцию, Египет, Тунис, Албанию, Черногорию и Болгарию. И не забывал об обновлении собственного флота. В феврале состоялось торжественное подписание лизингового договора на поставку трех самолетов нового поколения Embraer E195-E2. Первый из них прибыл в Минск в декабре 2020-го. Кроме того, в текущем году авиакомпания получила Embraer-175.

Приземлились в Орше

Важное для белорусской авиации событие произошло в начале ноября: после масштабной реконструкции введен в эксплуатацию аэродром Орша, ныне являющийся структурным подразделением Национального аэропорта Минск. Реконструкция была начата в августе 2018 года. За два с небольшим года капитально отремонтирована искусственная взлетно-посадочная полоса длиной 3001 метр и шириной 60 метров с периметровым ограждением и патрульной дорогой, реконструированы рулежные дорожки, появились новое оборудование и вся необходимая прилегающая инфраструктура. Предполагается, что аэродром в первую очередь должен стать крупным грузовым хабом. Взлетно-посадочная полоса может принимать различные типы воздушных судов, в том числе широкофюзеляжные, такие как А-330, А-340, В-747, В-767, а также вертолеты всех типов в любое время суток. Часть потоков перераспределят под Оршу из Национального аэропорта Минск. Для обеспечения рентабельности аэродрома необходимо ежесуточное выполнение не менее 4 рейсов воздушных судов типа «Боинг-747».

Фото  БЕЛТА

Новые пункты на подземной карте

Зеленолужская линия — третья по счету на карте Минского метрополитена. Первые четыре станции в ее составе — «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь» — были торжественно открыты 6 ноября с участием Главы государства. В ближайшие годы данный участок подземки длиной 3,53 километра продлят еще на три станции в южном направлении. «Сегодняшний запуск первой очереди новой линии метро — показатель нашей социальной и политической устойчивости, — заявил Александр Лукашенко на церемонии открытия. — В это время такие государства, как мы, подобных объектов не создают». Особенность станций — использование на платформах автоматических ворот для повышения безопасности пассажиров. На новой ветке курсируют электропоезда производства компании «Штадлер Минск».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Президент Беларуси Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 4 августа 2020 года.

— Мы выполнили самую трудную работу — связали магистралями первой категории столицу со всеми областными центрами. Но на подходе реконструкция нашей главной трассы М-1 Брест — Москва. Тем не менее основной акцент пятилетки — на местные дороги. От райцентров до агрогородков и сельских пунктов необходимо обновить не менее 7 тысяч километров. Мы эту работу начали. Так же, как 32 моста, которые мы запланировали полностью перестроить, по которым уже приняты решения и они профинансированы. Знаковыми объектами станут скоростная электричка в аэропорт (через наш парк «Великий камень») и трассы до городов-спутников. Это придаст им совершенно другое развитие.

ФАКТ

По просьбам пассажиров

В целях повышения уровня транспортного обслуживания населения Белорусская железная дорога сперва временно, с 27 сентября по 26 октября, назначила новый поезд, который по воскресеньям и понедельникам связывал три областных центра — Гомель, Могилев и Витебск. Маршрут настолько полюбился пассажирам, что впоследствии данный поезд был назначен на регулярной основе.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter