Жизнь ценой в жестянку

Почему железо и человеческая жизнь идут по одним расценкам

Цинично? Но так в полисе «автогражданки» прописано. Сумма страхового возмещения по имущественному ущербу и вреду жизни и здоровью одинаковая — 10 тыс. евро.

Какая-то не совсем правильная социальная ориентация у полиса, когда штампованное железо и человеческая жизнь идут по одним расценкам. Автомобиль-то починить лимита в 10 тыс. евро чаще всего хватает. Автопарк новизной не блещет, более 80 % частных машин — старше 15 лет. Поэтому большая часть транспорта стоит дешевле лимита страхового покрытия. Даже если после аварии машина полностью не подлежит восстановлению.

Здоровье, как известно, за деньги не купишь. Но финансовые средства помогают его реанимировать. Особенно если травмы получены серьезные. После страшных аварий пострадавшие с трудом приходят в себя после многочисленных сложных операций. Необходимы лекарства, уход, комплекс реабилитационных процедур… Расходы несопоставимы с ремонтом машины. Даже дорогой и красивой. Причем все это время человек не может полноценно работать, доходы его резко сокращаются. А если травмы приводят к инвалидности? А не дай Бог летальный исход, когда семья остается без кормильца? Тогда 10 тыс. евро кажутся очень небольшой суммой.

Да, дорога остается далеко не безопасной. По информации ГАИ страны, в прошлом году 892 человека погибли и 4963 — получили ранения. Страшная статистика. И за каждым таким случаем — покалеченные судьбы людей и их родственников. Никакими деньгами горю, конечно, не поможешь, но существенные страховые выплаты могли хотя бы решить материальные проблемы. В этом и кроется социальная роль страхования.

Кстати, затрагивает она и интересы водителей, виновных в происшествии. К примеру, пострадавшие могут предъявить гражданский иск на кругленькую сумму возмещения всех материальных и моральных потерь из-за травм. А ведь не только состоятельные люди на машинах ездят. И ситуации на дорогах случаются порой непред¬сказуемые, неожиданные, даже самый аккуратный и законопослушный водитель может стать виновником ДТП. Бывает такое, когда сбегаются в одночасье негативные факторы и случайности: плохие погодные условия, мокрая дорога, неисправность в автомобиле… Каждый водитель наверняка припомнит десятки ситуаций, когда «чуть-чуть» спасло от несчастья.

В большинстве стран старой Европы лимит выплат по ущербу, причиненному здоровью, исчисляется миллионами евро. А во Франции и Великобритании ограничения отсутствуют вообще. Белорусский лимит в 10 тысяч выглядит весьма невзрачно. Конечно, и тарифы на «автогражданку» в развитых странах другие. Владельцу малолитражки обязательный полис в Германии обойдется минимум в 1—1,2 тыс. евро в год, более солидного автомобиля — 3—3,5 тыс. Наши затраты на обязательное автострахование в 40—60 евро кажутся смехотворными. Но и размер выплат совершенно иной. И если различия в лимитах по «железу» еще объяснимы: все-таки парк машин на Западе «свеженький», запчасти на них устанавливают только новые и оригинальные, то «дешевизна» наших жизни и здоровья, мягко говоря, удивляет. Конечно, медицина и ряд других услуг в Минске значительно дешевле, чем в Берлине, Париже или Копенгагене. Но не на несколько же порядков!

Нужно ли увеличивать тариф по «автогражданке» — вопрос почти вечный. Страховые компании всегда голосуют двумя руками «за», желая увеличить свои доходы, потребители полисов любые ценовые изменения воспринимают с объяснимым скептицизмом, который чаще всего разделяют и госорганы. Этот вид страхования со дня своего появления существует под ярлыком социально значимого. Но это далеко не всегда должно быть равнозначным понятию «неоправданно дешевый». В конце концов, автомобиль — опасная штука, независимо от достатка его владельца. Цель «автогражданки» — компенсировать возможные негативные последствия от ДТП. Эта ее функция является не менее важной, чем характеристика доступности по цене. Мне кажется, что тарифы по таким полисам необходимо постепенно повышать, одновременно увеличивая лимит материальной компенсации по ущербу здоровью. Оно одинаково бесценно в любой стране.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter