Жизнь после триумфа

Для любого творческого человека необходимо ощущение триумфа. Хотя бы однажды. Это как горячий воздух, поддуваемый в воздушный шар. Тогда - полет, свобода, горение...
Для любого творческого человека необходимо ощущение триумфа. Хотя бы однажды. Это как горячий воздух, поддуваемый в воздушный шар. Тогда - полет, свобода, горение... Но триумф скоротечен. Он - стихия непредсказуемая, материя летучая, вернее, быстротечная, остро чувствующая фальшь. Единственный манок, на который он клюет постоянно, - это талант. А потому триумф - это удел немногих.

Триумф молодых - вещь вдвойне сложная. Если молодость еще можно простить, как недостаток, быстро проходящий, то успех - уже сложнее. За спиной триумфатора сразу раздастся мудрый шепоток: "Ничего, посмотрим, что будет дальше". Потому что жизнь после триумфа - это зачастую совершенно новая жизнь.

Трудоголик Андрей Поночевный

Свою первую премию Андрей Поночевный получил в 10 лет на конкурсе музыкальных лицеев в Риге. После были: 1996 год - победа на творческом соревновании в Кельне, 1998-й - первая премия на конкурсе пианистов имени Уильяма Кейпелла (Вашингтон). И третья премия на конкурсе имени Чайковского в Москве в 2002 году. После этой сенсационной победы - выступления с симфоническими оркестрами США, Испании, Чехии, Швейцарии... О дне сегодняшнем своего ученика нам рассказал его педагог профессор Юрий Николаевич Гильдюк.

- Как вы сказали? Жизнь после триумфа? Интересно... Спешу всем сообщить, что триумф Поночевного продолжается.

- Юрий Николаевич, пример Поночевного типичен для белорусского музыканта?

- Нет, он не типичен. Кроме таланта, у Андрея есть еще дикая работоспособность и упорство.

- А как бы вы охарактеризовали современный музыкальный процесс, в условиях которого должны расти молодые дарования?

- Сегодня происходит утрата школы и музыкальных основ. Настоящий фундамент музыкальной культуры в любом случае должен быть классическим. А на сегодняшний день перевешивает самодеятельность. Забыли о том, что все те, кто сделал славу белорусской эстраде, имели консерваторское образование. Прежде чем состояться на эстраде, было важно получить классическое образование.

- Вам близка позиция Валентина Елизарьева, который считает, что современный музыкант волен сам выбирать страну, репертуар, театр, где ему комфортно работать?

- Да, я придерживаюсь такой точки зрения. Все-таки все белорусские музыканты, выступающие за рубежом, работают прежде всего на престиж Беларуси.

- И чем же сейчас занимается ваш ученик?

- Андрей находится на стажировке в университете Техаса, в центре Вана Клиберна. Он совершенствует свое исполнительское мастерство. Получил там стипендию. Это, несомненно, повысит его творческий рейтинг.

Игорь Красавин - принц из метро

Первый триумф - еще не залог удачной творческой судьбы. Пожалуй, одной из самых непредсказуемых является область царствования девятой музы - кино. К нему все чаще используют определение "лотерея". Ведь актер творец своей судьбы лишь отчасти. Он зависим и от режиссера, и от обстоятельств. Даже рассказывая о своих успехах, актеры то и дело говорят о том, как важно вовремя попасть в струю, оказаться в нужном месте в нужное время. А сколько молодых актеров, блеснувших однажды, оказалось затем на обочине: в полном одиночестве, отчуждении и забвении. У нашего последнего героя все не так драматично. Просто в один прекрасный момент он сделал свой выбор.

Роль принца Патрика в фильме Леонида Нечаева "Не покидай!" мгновенно сделала Игоря Красавина популярным. На момент съемок фильма он учился в 10-м классе. У него уже был 1-й взрослый разряд по плаванию. Его герой Патрик, пожалуй, самый романтический герой этой иронической музыкальной сказки о короле, принцессе и бродячих актерах.

В кулуарах кинофестиваля "Лiстапад" мы поговорили об исполнителе главной роли в фильме "Не покидай!" и о ранних триумфах с Леонидом НЕЧАЕВЫМ.

- Леонид Алексеевич, все ваши фильмы любимы зрителями: "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Рыжий, честный, влюбленный", "Питер Пэн"... Но "Не покидай!" выделяется в этом списке как-то особо. Можно сказать, что в некотором смысле эта романтическая сказка стала культовой среди белорусской молодежи в конце 80-х...

- Почему только белорусской? Нет, этот фильм действительно стал культовым, как вы правильно заметили, и это очень верное слово, хотя сейчас его часто употребляют не к месту. Какое количество писем мне приходило! Уму непостижимо - мешками!.. Примечательно, что и сейчас интерес к фильму не пропал. Зайдите в Интернет - там целые сайты посвящены нашей ленте. Есть даже отдельные сайты, посвященные нашим профессиональным ляпам...

Я долго думал над причинами успеха этого фильма и понял, что главная заключается в его жанровой особенности - это романтическая сказка и в то же время жесткая динамичная драма. Юность, знаете, склонна к динамике... Да к тому же там великолепные песни. Это последний фильм, где я работал с поэтом Леонидом Дербеневым.

- Наверное, причина успеха еще и в звездном актерском ансамбле. Да и на главную роль нашли красавца.

- У Игоря Красавина потрясающая фактура. Когда вышел фильм, девчонки просто пищали. Это было сумасшествие, что творилось! По опросу журнала "Советский экран" Красавин занял второе место в актерском рейтинге, уступив только Харатьяну...

- Говорят, что Игоря вы встретили в метро...

- Да. Я ехал в вагоне и вдруг увидел такого фактурного парня. Начал смотреть на него. Вдруг вижу, что он краснеет! Меня это так умилило. Потом я к нему подошел и предложил сниматься.

- Леонид Алексеевич, а ранняя популярность - это хорошо?

- Нет, я считаю, что это плохо. Хотя ничего поделать с этим нельзя. Вот у меня в фильме "Сказка о звездном мальчике" снимался Павел Чернышов, потрясающе красивый мальчик. По нему тоже огромное количество девиц с ума сходило... Для Павла это, наверное, бесследно не прошло. Сейчас у него уже третья жена. Родители мне жаловались по этому поводу: "Все, Леонид Алексеевич, ваше кино..."

- Тем не менее, несмотря на всю популярность, Красавин не захотел быть актером. На ваш взгляд, почему?

- Потому что Игорь все-таки не актер. Когда я его привел и начались первые съемки, не хочу его обидеть, да он и сам об этом знает, он был какой-то абсолютно деревянный... А потом, по сценарию, он взял в руки гитару и почувствовал-таки себя, наверное, настоящим принцем. Ну и присутствие на площадке таких актеров, как Лидия Федосеева-Шукшина, Альберт Филозов, Вячеслав Невинный, как-то его раскрепостило. Его ведь все очень любили на съемочной площадке и относились к нему очень нежно и трепетно. Но я считаю, что Игорь, не связав свою судьбу с актерской стезей, поступил правильно.

- Насколько мне известно, в 1994 году он окончил Белорусскую политехническую академию. Живет в Минске, работает в строительной организации. Говорит, что никогда и не собирался становиться актером, и, несмотря на всю обрушившуюся популярность, вспоминать о прошлом не любит. Как думаете, почему?

- Я уже говорил: Игорь - не актер. Он сам это отлично понимает. Ведь после премьеры фильма в 1989 году ему поступало очень много предложений от других режиссеров, но он всегда отказывался. Наверное, ему не хотелось повторяться. Этого чувства здравого смысла и собственного достоинства часто не хватает некоторым представителям нашей киношной братии. Каждому триумфу, как вы выражаетесь, свой звездный час.

"Человек-пластилин" Александр Бубер

Саша Бубер в училище был самым маленьким в классе. Недостаток роста, по его словам, приходилось компенсировать высокой техникой исполнения хореографических упражнений. Для этого требовалось потеть на репетициях в два раза больше, чем остальным. В результате теперь, какой бы красавец ни танцевал рядом, все внимание публики неизменно перетягивает на себя харизматичный Бубер. В 2003 году Бубер на пару с Игорем Артамоновым стал лауреатом престижной премии "Филип Моррис дебют", и его имя узнала вся страна. Изменилось ли что-либо после этой премии? По большому счету, она официально подтвердила статус Бубера как одного из самых ярких молодых артистов балета. Уже до нее была проделана колоссальная работа: придя в театр в 2001 году, всего за один сезон Бубер стал солистом, подготовив ведущие и сольные партии в балетах "Чиполлино", "Лебединое озеро", "Сотворение мира" и других.

После полученной премии у Бубера началась еще более активная творческая жизнь. Вместе с театром он гастролирует во Франции, Китае и на Кипре на фестивале "Величайшие балеты мира". А первой его поездкой этого сезона станут гастроли театра в Южной Корее в декабре.

Валентин Елизарьев называет его одним из самых талантливых артистов, пополнивших труппу Национального академического театра балета. Коллеги - артистом мирового уровня. Бубер гордо шествует в авангарде того поколения, которое худрук с гордостью называет совершенно новым поколением артистов.

У него чудная жена - Миике Ватанабе. Тоже танцовщица. Они часто танцуют вместе. Например, в "Жизели". "Александр и Миике старательно и азартно исполняют свои партии, стремясь не потерять импульсы актерского вдохновения", - восторженно пишут об этой паре музыкальные критики.

Порой интересен не только творец, но и его муза. Тем более такая, как Миике - выпускница Московского хореографического училища, приехавшая работать в Минск. Миике оказалась девушкой скромной и немногословной. Зачем что-то говорить? Нужно доказывать, чего ты стоишь, на сцене, считает она. "Миике, а как складывается творческая судьба вашего мужа?" - спросил я. "Мне кажется, не совсем удобно говорить о нем за его спиной, - ответила она. - Но у него все хорошо. В его репертуаре "Ромео и Джульетта", "Чиполлино", "Лебединое озеро", "Сотворение мира" и другие спектакли. Мы довольны работой в Минске".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter