Жизнь после смерти

Звиад Гамсахурдиа возвращается в Тбилиси. Изгнанный из страны в 1992 году, первый президент Грузии вернется и не победителем, и не побежденным...
Звиад Гамсахурдиа возвращается в Тбилиси. Изгнанный из страны в 1992 году, первый президент Грузии вернется и не победителем, и не побежденным. Его родственники решили, что прах Звиада наконец найдет упокоение на родине. Спустя почти 15 лет после его странной смерти.

Имя человека, чья роль в новейшей истории Грузии так и не получила однозначного осмысления, вновь на слуху. С одной стороны, Звиад Гамсахурдиа был вполне легитимным, демократически избранным главой государства. С другой — именно во время его правления грузинский народ пережил немало трагических дней. Гражданскую войну, кипевшую тогда, от Гамсахурдиа отделить тоже невозможно. Он был свергнут сторонниками следующего президента Эдуарда Шеварднадзе, бежал в Армению, но тамошние власти отказали ему в убежище. Приютил Звиада еще один черный демон постсоветских времен Джохар Дудаев. Принял изгнанника как родного, с большими почестями, пригласил жить в свой дом, который некогда был партийной гостиницей. Но, похоже, Гамсахурдиа не смирился с ролью сверженного лидера. В 1993 году он вернулся в Грузию с тем, чтобы попытаться взять реванш. Неудачно. Звиада Гамсахурдиа не стало...

Скитания не закончились и после смерти. Тело экс–президента по воле родных было перевезено в Грозный для погребения. Однако после разрушительных боев в столице Ичкерии могила потерялась. Лишь недавно останки были обнаружены и родные Звиада Гамсахурдиа решили перезахоронить их уже на родине. 31 марта неспокойный путь Звиада должен закончиться. Хотя не исключено, что имя его еще будет продолжать политическую жизнь.

В свое время выдвигались три основные версии смерти первого президента Грузии: самоубийство, ликвидация сторонниками Шеварднадзе или российскими спецслужбами. След от огнестрельного ранения виска косвенно может подтвердить первое предположение. Но что можно утверждать со стопроцентной уверенностью по прошествии стольких лет? Сын Звиада Константин уже заявил, что будет настаивать на проведении тщательного расследования обстоятельств смерти отца. Он считает, что для этого необходимо допросить Шеварднадзе и нескольких его соратников, проживающих в Грузии. Некоторые из них даже занимают ответственные посты.

Возможно, Константином движет исключительно желание открыть истину. Это можно было бы принять как аксиому, если не знать о политических амбициях Гамсахурдиа–младшего. Его — лидера партии «Свобода» — порой даже называют одним из наиболее реальных соперников нынешнего президента Михаила Саакашвили, который, впрочем, закономерно призывает не политизировать историю с перезахоронением Звиада. Хотя сам однозначно высказывался о необходимости предать прах земле на родине.

Об отношении официального Тбилиси к происходящему можно судить и по тому, что специальную комиссию по перезахоронению возглавил грузинский премьер–министр Зураб Ногаидели. Столь высокий уровень, вероятно, можно объяснить и тем, что главный политический соперник и у первого, и у нынешнего президента Грузии, в сущности, был один — сошедший теперь уже с политической дистанции Эдуард Шеварднадзе. Такое «совпадение» вполне может привести Звиада Гамсахурдиа к новой роли — национального героя. В конечном итоге человек–символ способен помочь в решении серьезных задач сплочения сомневающегося общества. Даже если этот символ — тень прошлого.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter