Жизнь после подделок

Одна из первых ассоциаций, которая возникает у многих при слове «Китай»...
Одна из первых (если не самая первая) ассоциаций, которая возникает у многих (а может быть, даже у большинства) при слове «Китай», — низкое качество и подделки знаменитых марок. Таки да: и низкое качество, и подделки. Все это имело место быть в грандиозном масштабе раньше и все еще есть сегодня. Но за пару десятилетий и качество китайских товаров заметно улучшилось, и многие подделки превратились в... инновации. Иногда — неожиданные, зачастую — весьма специфические, но все чаще достойные внимания. Есть ли жизнь после подделок? Попробуем выяснить.

«Шаньчжай» в переводе означает «крепость в горах», но не просто крепость, а обычно ту, в которой контрабандисты прятали свой товар от посторонних глаз и в случае необходимости защищали его с оружием в руках. Слово остается широко употребимым и сегодня, только значение его поменялось как минимум дважды. Совсем недавно оно означало поддельные товары (которые, как те контрабандисты, должны были скрывать свое истинное лицо), а теперь обрело еще одно звучание и означает (достаточно неожиданно) микроинновации.

Еще недавно было достаточно хорошо что–то подделать, но теперь этого уже мало: конкуренция высока, и для успеха на рынке нужно выдавать креатив, а не просто хорошую копию. Эволюцию эту легко проследить на примере мобильных телефонов.
Телефон с встроенной электробритвой? Пожалуйста! Две sim–карты? Элементарно! Мобильник в виде пачки любимых сигарет (и, между прочим, вмещающий семь настоящих)? Да не вопрос! Кому–то эти новшества кажутся смешными и странными, но у китайцев они пользуются спросом. Уже мало просто звонить и удивлять дизайном и чисто телефонными функциями, нужно потрясать опциями, с телефоном не связанными.

В телефоне компании Big Thunder встроено восемь колонок (очень мини, конечно, но все же). Телефон Big Cannon Paparazzo многие сравнивают с Франкенштейном: у его встроенной камеры с 1,3 мегапикселя имеется телескопический объектив 6х, трехдюймовый сенсорный экран, две sim–карты, дополнительный слот для MicroSD, Bluetooth, плейер MP3 и как венец всему — идентификатор подлинности денежных купюр (фальшивые деньги в Китае — большая проблема). Напоминающие буддистский храм модели телефонов «Золотой Будда» и «Карма» продаются с сертификатами, удостоверяющими благословение буддистских монахов.

Китайцы любят эти причудливые создания своего гения за возможность быть другими, непохожими на остальной мир. Это такая практичная креативность. Многие устали от того, что все пользуются одним и тем же и отличиться от других можно разве что чехлом для своего iPhone. А тут столько потрясающего разнообразия!

Многие вообще полагают компании, занимающиеся подделками, кем–то вроде современных Робин Гудов: они дают возможность широким народным массам пользоваться всеми самыми современными технологиями, но за несопоставимо меньшие деньги, чем стоят оригиналы. Приятно надуть мировую закулису. Другое оправдание производителей «с большой дороги»: подделка — оригинальный (в этом ей не откажешь) способ борьбы с запретом на трансфер Китаю высоких технологий (который, например, до сих пор существует в США).

К тому же подделки зачастую оказываются весьма приличного качества. Китаец (впрочем, тут я с ними заодно) не понимает, зачем платить за сандалии от Crocs 400 юаней (почти 63 доллара США), когда можно на рынке получить почти то же самое за десять (юаней, не долларов)? И носится, между прочим, так же. Технология изготовления ведь проста до неприличия. В административном центре провинции Юньнань процветает мебельный магазин 11Furniture, который очень легко спутать со знаменитым шведским гигантом IKEA: те же желтые и синие фирменные цвета, та же схема расположения товаров, очень похожая мебель. Самое заметное различие — в местном ресторане подают блюда только китайской кухни (а даже в Пекине процветает кухня шведская — сама проверяла). Есть, конечно, и другие, не столь заметные невооруженным глазом, но куда более существенные: в отличие от шведской мебели, которую покупатели должны собирать сами и которая сделана в основном из плит, мебель в китайском магазине деревянная, и мастера соберут ее у покупателя на дому бесплатно (нужно ли упоминать, что и доставка — бесплатно?). Китайцы довольны, а на намеки на подделку отвечают просто: так ведь не открыла IKEA магазин в Куньмине! Так что пусть пеняет на себя. Между прочим, после подобного скандала с поддельным магазином Apple американская компания стала охотнее давать права авторизованным дилерам по всему Китаю. Так что, когда народ чего–то хочет, всегда найдется предприимчивый некто, который поможет народу осуществить мечту.

По пути подделок прошли в свое время Япония и Южная Корея. Когда–то их остро критиковали за то, за что сегодня все (в том числе Япония и Южная Корея) критикуют Китай: за нарушение авторских прав и тотальное копирование передовых достижений Запада. И что в результате? Сегодня японская Sony и южнокорейский Samsung во многих сферах признанные законодатели мод и — а как же! — борцы с подделками. Кстати, Samsung выпускает автомобили, вы не знали? Я тоже, пока не увидела их в большом количестве на улицах Сеула, но экспорт не входит в планы производителей — может быть, боятся быть обвиненными в копировании чужого (и, конечно, запатентованного) дизайна? В Китае, увы, даже спустя 33 года после начала политики реформ такие компании–тяжеловесы так и не появились. Зато есть множество производителей среднего и меньшего масштаба, которые, взяв за основу оригинальную идею, развили ее и в определенном смысле превратили в собственную.

Один из последних примеров такого технологического сначала копирования, а потом и почти оригинального дизайна — компания «Тенсент» (Tencent). Эта самая крупная китайская интернет–компания (по объему продаж) год назад запустила приложение голосовых сообщений через интернет Вэйсинь (Weixin). Его купили уже более 100 млн. собственно китайских пользователей, и компания начала активно продавать его по всему миру под брэндом WeChat («Мы болтаем»). Вы можете сказать, что «Тенсент» не изобрел идею голосовой связи в интернете. Совершенно справедливо. Но в наше время «никто ничего не изобретает», говорит, например, французский предприниматель и инвестор в сфере технологий Франк Назикян и добавляет: «Природа этой индустрии — копировать друг друга, будь то в Китае или в Соединенных Штатах». Разве Facebook Майкла Цукерберга был первой социальной сетью? Конечно, нет. Или разве Google был первым поисковиком? Ответ тоже отрицательный. Или возьмите, к примеру, скайп. Разве они изобрели разговоры по интернету? Они просто улучшили качество этой услуги, и, что немаловажно, у них была куда более агрессивная, чем у конкурентов, маркетинговая стратегия. В результате сегодня практически весь мир (включая автора этих строк) общается через скайп. «Сегодня никто не создает из ничего, — говорит Франк Назикян. — Все только тем и занимаются, что улучшают чьи–то инновации».

Китайцы в этом деле, конечно, не впереди планеты всей, но подтягиваются. В этом смысле «шаньчжай» — часть инновационного цикла, чаще всего неизбежная его часть. То, что мы сегодня видим в Китае вообще и в городе Шэньчжэне в частности, это подъем предпринимателей–хакеров, которые идут по пути, проторенному не только Японией и Кореей, но и американской «Силиконовой (хотя правильнее все же Кремниевой) долиной». Значительная часть мировых гаджетов (включая самые знаменитые) производится в окрестностях Шэньчжэня. Соблазн поработать в ночную смену, и уже не «на того парня», а на себя, оказался слишком велик, чтобы ему сопротивляться. Путь от копирования к микроинновациям здесь прошли очень быстро и теперь не стесняются продавать свою продукцию, только «чуть–чуть» отличающуюся от мировых брэндов под собственным именем. На рынке вас чаще всего спросят, какой iPhone вам нужен — настоящий или китайский. Китайский — существенно дешевле, но настоящий служит больше. Выбор — за вами. Вот такая своеобразная честность.

В Китае тем временем говорят уже о «духе шаньчжай». Говорят, что это дух восстания, борьбы с авторитетами, а еще — гордость от того, что китайцы способны создать что угодно. А вы говорите — подделки... Жизнь с них только начинается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter