Как работает тайм-менеджмент и почему это больше чем тренд

Жизнь по таймеру

Все мы распяты на циферблате часов... Очень точно подметил писатель и философ Станислав Ежи Лец. Вот ты снова задерживаешься на работе в ущерб посиделкам с друзьями. Или, лежа на диване в субботу, загораешься: с понедельника пойду на курсы английского языка! Но в день “икс” обнаруживаешь себя на том же месте — в позе бревна, познавшего дзен. И ведь обязательно найдешь себе оправдание: мол, чтобы успевать все, необходима другая работа, больше желания, мотивации, денег — нужное подчеркнуть. На деле главное, что рисует нашу картинку, — умение правильно распределить время. Как работает тайм-менеджмент и почему это больше чем тренд?

getpocket.com

Многие слышали про тайм-менеджмент — технологию организации и повышения эффективности использования времени. Свое личное покорение “тайма” я решила начать не наобум, а с интернет-серфинга. Какой только информации о том, как настроить себя на активность и правильный режим, нет в сети. Кто-то советует вникать в тонкости перенастройки своего режима дня постепенно, разогреваясь “аперитивом” в виде мелких, запланированных и вовремя выполненных дел. Другие, наоборот, настраивают, что в новый режим нужно врываться по принципу “с места в карьер”: зачем терять драгоценные минуты, если можно сразу приучать себя к дисциплине?! Среди тех, кто придерживается такой точки зрения, — Юрий Фомченко, учредитель тренингового центра “Сталкер” в Витебске.

У Юрия Аркадьевича — высшее медицинское и психологическое образование, он кандидат медицинских наук и просто интересный компетентный собеседник. Час беседы с ним легко заменяет несколько дней, отданных на самостоятельное погружение в тему. Хотя тайм-менеджмент пришел в Беларусь не вчера, обозначает Юрий Фомченко, только сейчас он набирает обороты и новый ориентир: из бизнес-среды приходит в будни обычных людей. И вот это уже показатель, что все больше белорусов хотят жить активно, продуктивно и осознанно. Одной интуиции для этого недостаточно, нужны знания и понимание.

Всё — по плану

Первое, что советует профи, который провел множество занятий по тайм-менеджменту, — завести ежедневник. Метод действенный, подходит и для бизнесменов, и даже для школьников. Помогает не забыть, что нужно сделать и, возможно, доделать сегодня, завтра, да хоть через месяц.

Прислушавшись к советам психологов, выбрала для себя симпатичный блокнот. Взяла несколько ручек с разными стержнями и старательно записала, что
хочу сделать в ближайшую неделю. Самые важные дела — красным, стандартные — синим, а те, которые в принципе можно и пропустить, — зеленым. Зафиксировала все — от утреннего подъема и приемов пищи до деловых встреч. Важный момент: заполняя графы, отвела себе окошки под непредвиденные обстоятельства. Зная, что в запасе есть пару свободных часов, нервничаю заметно меньше. Мой внутренний прокрастинатор (человек, который так и норовит оставить дела на потом) еще не приручен, но уже удивлен. Для меня, наверстывающей все в предпоследний момент, планировать что-то на бумаге — прогресс. Как только не додумалась до этого раньше?..

Проходит несколько дней. Успеваю привыкнуть, что живу по бумажке, но все еще переживаю, когда не удается выполнить то, что задумано. Переживать не стоит, уверяет Юрий Фомченко. И я созреваю для того, чтобы воспользоваться еще одним его советом — техникой декомпозиции. Она заключается в том, чтобы научиться различать цели и задачи. Цель — масштабная и общая. Чтобы достичь цели, нужно раздробить ее на более конкретные малые шаги. Что же, мне как раз нужно подготовить необычный подарок ко дню рождения подруги. Праздновать его она не собирается, но сюрприза ждет. Решаю, что им будет “день дружбы” — с походом по нашим любимым местам и небольшими презентами в каждом из них. Расписываю все по порядку. Утром — прогулка по зоопарку, где есть возможность покататься на пони. Потом заглянем в кафе, чтобы насладиться глинтвейном и любимыми заварными пирожными. Дальше — поход в салон красоты и основной подарок: модная стрижка, о которой мечтала подруга. Вечером пойдем на каток — самое время почувствовать себя, как в детстве. Каждый пункт в плане делила на подпункты. Например, записаться к парикмахеру, заранее поинтересоваться, свободен ли в кафе столик возле окна, и так далее. Удобно, просто, а главное — цель достигнута. Давно не видела, чтобы кто-то так громко и трогательно радовался тому, что стал на год старше.

Техника подходит для любых дел. Допустим, вы решили, что хотите работать за границей. Значит, нужно разработать четкие шаги по пути к цели. Не мифическое “сразу найти за рубежом жилье”, а вполне конкретное — каждый день по полчаса отдавать изучению иностранных слов. Всего 30 минут, но ежедневно, без откладывания на потом и ссылок на занятость. Такими темпами через несколько лет иностранный совсем не покажется Эверестом.
КОММЕНТАРИЙ

Николай Якушкин, главный внештатный медицинский психолог Витебской области:

— К тайм-менеджменту, или технологии, которая позволяет удобно и рационально организовать свою жизнь, отношусь вполне положительно. Люди должны мечтать и представлять, куда они идут и чего хотят. Рассчитывать на мгновенный результат неверно: ставьте перед собой цели и в зависимости от этого выстраивайте модель поведения, постепенно идя к успеху. Достичь чего-то спонтанно можно, но маловероятно — все достижения стоит планировать шаг за шагом.

Обратная сторона медали — слепое подчинение своим планам, боязнь отступить от них хоть на пункт. Потеря контроля зачастую приводит к повышенной тревожности. Одни из нас подвержены ей в большей степени (речь о врожденной тревожности), другие испытывают в зависимости от ситуации. Когда человек твердо решает перестроить свою жизнь, готовит план действий и начинает ему следовать, это невольно ведет к нервному напряжению. Стресс — вполне естественная реакция психики и организма на любые, даже не слишком значительные изменения. Главное — не опускать руки и понимать, что непростой период адаптации рано или поздно закончится, а еще недавно непривычный алгоритм действий станет нормой.

Полушария человеческого мозга принято делить на рациональное и эмоциональное, но жить на поводу одних лишь эмоций или только сухого расчета невозможно. Во всем нужна мера, гармония. Планирование вполне в состоянии гармонизировать и оптимизировать нашу жизнь, внести в нее четкость и продуктивность. Да, это не всегда происходит гладко. Отсюда внутренний конфликт, который испытывает человек, который не может (и это вполне естественно) сразу же стать абсолютно организованным. Помочь пережить любые перестановки помогут крепкие тылы — родные и друзья. Если это необходимо, всегда можно обратиться за помощью к специалисту. Телефоны доверия: по Витебской области — (8-0212) 61-60-60; по всей Беларуси — (8-017) 352-44-44.
Неважное просто не важно

Если ежедневник помог мне стать более дисциплинированной, наконец-то перестать вечно опаздывать и даже выкраивать по 15 минут на зарядку по утрам, то следующий принцип перевернул все мое мировоззрение. Буквально — с ног на голову. Звучит это так: не делайте дела, которые можно не делать. Оказывается, ничего страшного не произойдет, если я, будучи занятой, скажу “нет” на просьбу соседки забежать в магазин ей за хлебом. Небо не рухнет, если знакомые, “лав-стори” которых я фотографировала за спасибо, подождут снимков еще несколько дней. И даже обещанная другу интересная книга может отдохнуть на полке хоть месяц. Отталкиваясь от всего этого, как от дна речки ногами, остро чувствуешь запах свободы. Она пригодится для чего-то более важного, а неважное — само рассосется.

Следующее, что я до сих пор с радостью осваиваю, — поиск резервов времени. Есть так называемые мертвые часы. Например, это поездка на работу в общественном транспорте или сидение в очередях в поликлинике, банке, на почте. Вовсе не обязательно тратить это время впустую, бесцельно глядя по сторонам. Постепенно приучаю себя не просто ехать в автобусе, маршрутке или электричке, а параллельно читать, смотреть документальные фильмы или познавательные ролики на YouTube. Даже когда мою посуду, теперь слушаю аудиокнигу в наушниках. Довольна как слон, наконец-то закончились отговорки, что перечитать классику некогда. Прослушаны “Мастер и Маргарита”, чеховские повести, а впереди — любимый “Пересмешник”. Подумываю над тем, чтобы “поселить в ухе” мотивирующих авторов на занятиях в тренажерном зале. Да-да, и на это внезапно освободилось время. Соседи по беговой дорожке тоже в наушниках. Поинтересовалась: “Музыка?” Двое ответили, что нет, это аудиокурсы немецкого и испанского.


Уличаем воришек

Еще один важный шаг — хронометраж, или тайминг, дня. Это позволяет найти и обезвредить воришек времени. Каюсь, у меня тоже есть к чему подкопаться. Поиск новостей в интернете может вылиться в зависание на развлекательном портале, а вместо спортзала я могу попасть в соцсети и выбраться из них поздно ночью. Потраченного на котиков и вкусные рецепты времени банально жаль. Посмотрев на мужа, поставила птичку возле еще нескольких убийц времени. Это компьютерные игры, курение (еще и здоровье убивает), фанатичный просмотр любимых сериалов.

Все, что я делала в течение дня, не только сверяла с ежедневником, но и записывала отдельно. До полной самодисциплины еще далековато, хотя прогресс есть. Пришла к выводу, что проще планировать себе разгрузки, скажем, по 10 минут после двух часов рабочего интенсива. Так и волки будут сыты, и овцы окажутся целы. Планировать отдых, не важно — выходные или целый отпуск, нужно и полезно. Понимание, что после напряженной трудовой недели можно расслабиться, покатавшись на лыжах или выбравшись на шашлыки, мотивирует. Не менее значимы встречи с друзьями, походы в фитнес-клуб, бассейн, за покупками — не важно куда, лишь бы это доставляло удовольствие. Такой отдых восстановит ваши силы и даст заряд бодрости.

В течение рабочего дня тоже делайте перерывы — зачем работать на износ, пожалейте себя. Если устали — по возможности устройте перекус с чашечкой кофе или чая, разрешите себе посмотреть видео, полазить в соцсетях. Это время не будет потрачено впустую — так вы вознаградите себя за усердный труд и подарите мозгу “второе дыхание”.

фото static-acer.com

Своя ноша тянет?..

Страшно опаздываете, но все равно пытаетесь все успеть. Знакомо? Мне точно да. Имея опыт работы руководителем, не единожды забирала готовые полосы домой — на вычитку. Зачем? Хороший вопрос. Потому что боялась что-то упустить, а может, испытывала чувство вины, “сваливая” работу на других. Тайм-менеджмент убеждает: делегирование дел — нормальная, общепринятая практика. Подходит она не только для корпоративных отношений, но и для личной жизни. К примеру, проще один раз потратить несколько часов, чтобы показать мужу, как использовать плюсы моющего пылесоса, чем постоянно драить все вокруг самой. Маме, которая до сих пор активно пользовалась моими услугами переводчика с “тарабарского компьютерного” на русский, тоже наконец объяснено, как работает скайп. Да, проще включить и выключить его самому, зато не придется каждый раз дожидаться конца разговора.

Родные, которые поначалу скептически смотрели на мои действия, уже привыкли, что я больше не тяну все на себе. Делегирование — отличная штука, которая работает. Вместе с осознанием этого ушло чувство вины за “перекладывание” дел. К тому же от моей решительности выиграли все. Муж полюбил уборку. А мама может общаться с кем хочет и когда пожелает в режиме онлайн.

На автомате

Будучи по натуре жаворонком, решила, что основные трудные дела буду планировать на начало дня. После обеда — рутинная работа, доведенная до автомата. Прислушавшись к собственному телу и его биоритмам, я стала успевать в разы больше. Откладывание дел и переживания по этому поводу сходят на нет. Плюс ко всему взяла в привычку делать похожие однообразные дела (написание статей, звонки) подряд, а выполнив их, переключаться на что-то другое. Суть в том, что наш мозг привыкает к повторам и выполняет такие команды быстрее, словно автоматически. К десятому звонку разговаривать намного проще и свободнее, а на третьей странице как будто открывается второе дыхание.

Опыт тайм-менеджмента — то, что я решила прочно поселить в свою жизнь. Ежедневник, ручка и четкий план стали моим оружием, но в мирных целях. Убивать время больше не хочу, другие дело — заполнять его с пользой.

МНЕНИЯ

Андрей Лапин, бизнесмен, основатель и руководитель официального портала города Витебска — GorodVitebsk.by:

— Тайм-менеджмент не новинка. Скорее, это давняя техника и возможности, которые успешно используют активные деловые люди. Им не безразлично, как и на что тратить свой главный ресурс — время. Близко это и мне. Впервые заинтересовавшись данной темой лет десять назад, прочел много литературы, в том числе когда-то культового эксперта Глеба Архангельского. Знания пригодились.

Считаю, в современном мире невозможно прожить без тайм-менеджмента. Люди, которые сетуют, что им было бы мало и 28 часов в сутках, заблуждаются. Для меня фраза “нет времени” переводится как “неприоритетная тема”. Если тебе что-то действительно интересно и нужно, то время на это обязательно найдешь. Для себя разработал определенные правила. К примеру, одно из них звучит так: “Сначала — мои важные, потом — ваши срочные”. Речь, конечно же, о делах. Нужно уметь расставлять приоритеты, помогая другим не в ущерб себе. Еще один важный пункт — вопросы, которые задаешь себе, прежде чем начать какое-либо действие. Это принесет мне деньги, удовольствие, развитие? Это сделает меня более популярным? Это дело благое, несет в себе пользу другим людям? Если хотя бы три пункта из списка совпадают, то заниматься этим стоит. Если нет, то, может быть, это пустая трата времени?..

Сегодня у меня много живых действующих проектов — от клуба Osnovnoi, новостного и кулинарного порталов до международного сотрудничества. Успевать все — значит расходовать свое время с умом и удовольствием.

Юрий Фомченко, бизнес-тренер, психолог:

— Сегодня недостаточно просто рационально использовать свое время, многие хотят быть гиперпродуктивными. Возможно ли это? Вполне. Добиться этого можно, действуя умнее, а не усерднее. Выполнять работу хаотично, демонстрируя, в том числе самому себе, постоянную занятость, не лучший вариант. Наоборот, стоит учиться эффективнее управлять своим временем, упрощая и ускоряя процесс, чтобы избежать перенапряжения. Так в вашей жизни высвобождается место для отдыха и приятного времяпрепровождения. Отдыхать тоже лучше с пользой, слушая мотивирующие книги, хорошую музыку, изучая полезную информацию.

Освоить тайм-менеджмент самостоятельно реально, но на это понадобится масса времени. Курсы дают своего рода выжимку — сразу готовую к применению. Подводные камни — засилье тренингов в интернете. Маркетинг и информационные технологии способны подать под красивой оберткой все что угодно. Поэтому обязательно просите показать соответствующие документы, например, дипломы об образовании потенциального коучера. Реальные отзывы его клиентов — тоже ориентир. Если после прохождения двухдневного тренинга человек не понимает, что же он там изучал, — это тревожный звоночек. Возможно, он как раз столкнулся с дилетантом.

В тайм-менеджменте выделяют группу “преступлений” против времени. К ним относятся: неограниченное сидение в соцсетях, вредные привычки, разговоры ни о чем, компьютерные игры, спортивный фанатизм, привычка делать несколько дел одновременно, неумение отказывать и, наконец, нелюбимая работа

naumova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter