Жизнь по купонам

Выгодно ли покупать в Интернете скидки на товары и услуги?

Много ли выгоды в том, чтобы покупать в Интернете скидки на товары и услуги?

Мода на покупку скидок в Интернете пришла в Беларусь недавно, такую услугу предлагают пока лишь несколько сайтов. Потенциальный клиент на специализированном портале приобретает купон — право купить товар или услугу с серьезной скидкой. Что это: хитрый маркетинговый ход или реальный способ сэкономить?

Изучаю один из популярных сайтов, продающих купоны. В ассортименте, конечно, не товары первой необходимости, а в основном услуги — салоны красоты, абонементы в тренажерку и бассейн, парикмахерские, SPA-салоны. В разделе развлечения — посещение 5D-кинотеатра, концерты, вечеринки. Туристические путевки, обучающие курсы, шиномонтаж, химчистка салона автомобиля, скидки от кафе и ресторанов…

Стоимость купонов — от 0 рублей до нескольких миллионов, но в среднем редко превышает 50 тысяч. В длинном списке нахожу предложение от фирмы, торгующей небесными фонариками: карта любимого клиента, дающая право на 50-процентную скидку на продукцию. Купон стоит… ничего. Нажимаю «приобрести». На электронный ящик приходит письмо с кодовым номером купона. Теперь я могу звонить в фирму и требовать скидку.

— Мы уже заполняем на вас карту любимого клиента. Сами заберете? — отзываются на том конце провода.

— Да, сама. У меня уже есть право на покупку за полцены? — спрашиваю я.

— Конечно, — последовал ответ.

Мой заказ записывают, и я отправляюсь за фонариками. Вместо 30 тысяч за каждый просят 15. Какая-то халява…

Похоже, схема работает. Но всегда ли? Читаю на одном из популярных форумов: «Приглянулась акция на вакуумный массаж. Процедура без скидки стоит 75 000 руб. Со скидкой 30 % — 52 500. Однако использование костюма за 1 занятие — 4000 руб., сам купон — 10 000. Итого 66 500 руб. Кто-то скажет, мол, все равно 8 тысяч экономим. Но! Посмотрите в других спортивных центрах и салонах, сколько в реальности стоит вакуумный массаж. Я вот нашла за 55 тысяч, и это без скидки».

То, что такой случай не единичный, подтверждает другая форумчанка: «Купила купон на кресло-грушу (540 тысяч вместо 915, так было указано на сайте). По факту кресло нам продали за 640 тысяч, но еще больше возмутило то, что, оказывается, в магазине эти кресла и так на скидке: приходи и покупай! И не надо никаких купонов».

Но между тем заветное слово «скидки» работает безотказно. Особые ценители просматривают сайт с купонами по нескольку раз в день в поисках выгоды. Более того, организаторы сайта заявляют о том, что в клиентской базе по всей Беларуси уже состоит почти 500 000 человек. Звоню владельцам cайта, которые мне предоставили честную скидку.

— Нам есть куда расти. В США, для сравнения, более 90 процентов трудоспособного населения выбирает услуги и делает таким образом покупки. У нас пока лишь 5 процентов населения страны пользуется интернет-купонами, — рассказывает Сергей Сёмочкин, директор по маркетингу СООО «Покупон».

Проект работает уже два года. На первых порах на белорусском рынке у торговцев купонами хватало проблем:

— Сначала было сложно объяснить партнерам, салонам и магазинам, что здесь нет никаких финансовых рисков и это выгодней прямой рекламы на телевидении, радио и так далее. Второе — убедить покупателя, что это не «развод». Люди все время искали подвох, — вводит в курс дела Сергей Сёмочкин.

Поэтому для первой акции даже пришлось пойти на хитрость: за свой счет организаторы проекта закупили билеты 3D на «Шрека» и распродали с солидной скидкой. Чтобы просто показать, как это работает. Следующие купоны были реальными — солидная, 80-процентная, скидка на солярий.

Средний возраст покупателя — 19—35 лет. Это люди, активно использующие Интернет в своей жизни. 65 процентов из них — женщины. Представительницы прекрасного пола в принципе делают больше покупок, объясняют создатели проекта.

— Товары и услуги, конечно, не первой необходимости, тем не менее они тоже востребованы. А когда предложена скидка — это дополнительный стимул побаловать себя, — объясняет психологию покупателя Сергей Сёмочкин. — Товар сложно продавать со скидкой более 50 процентов, в него все-таки заложена закупочная стоимость. Более значительные скидки — на услуги.

Однако «купонному» бизнесу есть куда расти. «Очень часто салон сам проводит акцию и предоставляет скидку на определенную услугу, а сайты просто вводят людей в заблуждение и предлагают еще и потратить деньги на купон, который, по сути, не дает дополнительную скидку, так как она и так существует», — рассказывает один из пользователей купонов на форуме. Хотя есть вероятность, что тот же салон решил убить двух зайцев и скрыл от продавцов купонами: акция и так планировалась. В отзывах немало и замечаний, что в реальности скидка с учетом стоимости самого купона получается не 50, а 20—30 %. Кроме того, бывалые советуют внимательно читать условия акции и отзывы по заведению, которое предлагает услуги или товар. Хотя все единогласно соглашаются, что даже небольшая скидка приятней ее отсутствия. Наш менталитет с радостью реагирует на нее, как на халяву. 

Комментарий в тему

Тамара БЕЛЬСКАЯ, заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей:

 Помните сказку о попе и работнике его Балде, где звучала фраза: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Чаще всего различные акции, скидки, уникальные предложения — это просто ход для привлечения клиентов. На интернет-купоны нам пока никто не жаловался. Логично, что человек перед покупкой рассчитывал выгоду для себя, интересовался уровнем цен, сравнивал. Здесь сложно попасть впросак. Ну а если просто повелся на слово «скидка» и прогадал, то могут ли тут быть претензии?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter