Жизнь – Отечеству, честь – никому! Вековые казачьи ценности пришлись по душе белорусской молодежи

“Всебелорусское объединенное казачество” возникло более десяти лет назад. В 1996 году – в год основания организации – оно насчитывало около двух тысяч казаков, сейчас – в пять раз больше.

Для народа, за народ

Днем рождения белорусского казачества считается 22 июля 1654 года, когда царь Алексей Михайлович разрешил организовать на белорусской земле казачий полк. Хотя первые упоминания о белорусских казаках датируются веком раньше: в 1489 году именно они шли впереди литовского войска, оборонявшего от нашествия татар Великое княжество Литовское. А в годы Великой Отечественной войны казаки помогали освобождать белорусскую столицу. Причем этот исторический факт подтверждает свидетель тех дней – дочь легендарного партизанского командира Василия Коржа Зинаида.
“Мои корни с Дона, я потомственный казак”, – знакомимся с атаманом города Минска Николаем Бурбовским. Казачьи корни и у Верховного атамана, генерал-лейтенанта казачьих войск Николая Ерковича. “Но это вовсе не значит, что казаком можно стать, лишь имея соответствующую родословную”, – поясняет атаман. Согласно уставу организации казаком может стать любой гражданин Беларуси, России, Украины, надо только подать прошение о вступлении в общество. Два казака пишут поручительство за кандидата и год несут персональную ответственность за новичка. Причем, если человек провинился, наказывают поручителей.
– А бывало, что “кандидат” не справлялся?
– Случалось. Но чаще к нам приходят люди, которые хорошо знают казачьи традиции и заповеди. Много тех, кто ищет поддержки: скажем, были проблемы в семье и человек не знает, как их решить, – говорит Николай Бурбовский и продолжает: – В организации каждый занимается любимым ему делом: будь то охрана природы, миротворческая правозащитная деятельность, воспитание детей. Кстати, можно и не вступать в организацию – достаточно просто разделять казачьи ценности.

Как стать атаманом

Сейчас в белорусской столице планируется создание Минского казачьего кадетского корпуса. Пока в Беларуси такие учебные заведения существуют лишь в Орше и Полоцке. Но военно-патриотические центры работают во всех областных центрах. “Мы уже выпустили более трехсот кадет. Наиболее подготовленные получают рекомендации для поступления в высшие учебные заведения”, – подчеркивает атаман Минска. – Мальчики и девочки приходят из разных семей, порой неполных или приемных. Бывают и вовсе трагические истории: мужчина взял женщину с тремя детьми, а при очередных родах его возлюбленная умерла. И тогда четверо детей отца-одиночки оказываются “под шинелью” казаков. “Если у ребенка нет папы – казак должен стать им для этого малыша, когда тому понадобится мужская рука помощи. И не имеет значения, родной или чужой этот ребенок”, – поясняет Николай Бурбовский и не без гордости добавляет: – Родня таких ребят тратит деньги только на пошив формы своему чаду, все остальное для детей – бесплатно.
“Помните, в детстве родители в шутку нам говорят: терпи, казак, – атаманом станешь. Но, подчеркну, наша цель не в том, чтобы всех заманить в свои ряды. Мы стремимся помогать всем ребятам, прививая им извечные человеческие ценности, стараемся найти общий язык с молодежью”, – подчеркивает Николай Еркович.

Казак казака видит издалека

– Какие казачьи традиции вы ставите в пример ребятам? – интересуюсь у обоих атаманов.
– Казаки, например, свято оберегают семью, – напоминает Верховный атаман. – Казак несет ответственность перед обществом не только за себя, но и за всех своих родных. Если сын  – двоечник, значит, глава семьи недоглядел. Даже за измену жены пороть будут не ее, а мужа-казака.
Верховный атаман показывает внушительную плеть, которой раньше “воспитывали” нерадивых казаков.
Если у казачки умирает муж, казаки берут вдову “под шинель”. Поэтому каждый глава семьи уверен: родные всегда будут под охраной казачьего общества, а ответственность за детей возьмет на себя сам атаман. Даже когда вдова решит вновь выйти замуж, причем необязательно за казака, общество все равно отвечает перед покойным за его детей.
– К атаману особое уважение, – замечает Николай Еркович. – Поэтому к нему испокон веков обращались не иначе как “ваше превосходительство” или “батька атаман”. Ведь когда атаман принимает перед казаками клятву на Большом круге, последние слова он говорит такие – “я ваш отец, вы мои дети”. И неважно, сколько ему лет. Признаюсь, когда я стал Верховным атаманом, мне было не по себе, когда 70–80-летние казаки называли меня батькой. Теперь привык: для меня это действительно родные, близкие люди.
– Раз уж коснулись традиций, не могу не спросить: зачем казаки носили серьги в ушах?
– У мужчины серьга показывает его роль и место в роду, – объясняет Николай Еркович. – Единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, в котором кроме него нет больше наследников по мужской линии, – в правом. Две серьги показывали, что это единственный ребенок у родителей. Поэтому атаман при равнении налево и направо в строю видел, кого в бою следует поберечь.
– История казачества неразрывна с судьбой народа, – еще раз напоминает главное Николай Иванович. – Мы не делимся на российских, украинских и прочих – мы едины. Кстати, сейчас атаманы Беларуси, России, Украины, Казахстана и Америки подписали соглашение о создании Всемирного совета казачьих атаманов, который, надеюсь, скоро будет зарегистрирован в ООН.
– Наш лозунг: “Душу – Богу, сердце – людям, жизнь – Отечеству, честь – никому” сегодня особо актуален, – подчеркивает на прощание Николай Бурбовский.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter