Жизнь не стоит на месте

То, что на президентском уровне состоится разговор о совершенствовании избирательной системы, было предопределено давно...

То, что на президентском уровне состоится разговор о совершенствовании избирательной системы, было предопределено давно. В свое время Александр Лукашенко ставил задачу: спустя некоторое время по завершении последних электоральных кампаний необходимо будет спокойно и по–деловому обобщить опыт их проведения. В том числе и с учетом предложений и замечаний, высказанных внутренними и международными наблюдателями. ЦИК за это время подготовил соответствующий сводный пакет предложений. Он и был вынесен на обсуждение на совещании у Президента.


Александр Лукашенко сразу пре­достерег собравшихся от принятия поспешных решений. Есть четкие критерии для внесения изменений в законодательство. Их целесообразность, нужность, востребованность обществом. Ведь острой необходимости что–то менять только для того, чтобы поменять, сегодня нет. Президент обратил внимание на то, что на основании действующего с 2000 года Избирательного кодекса были проведены четыре парламентские кампании, один республиканский референдум, трижды проходили президентские выборы и депутатов местных Советов. Выводы:


— Несмотря на упреки наших оппонентов, проведенные в соответствии с Избирательным кодексом выборы были честными, открытыми, позволили обеспечить волеизъявление белорусского народа. Это свидетельствует о том, что в целом у нас выработан правовой механизм организации и проведения выборов. Он работает достаточно четко и эффективно.


Но жизнь не стоит на месте. Поэтому и законы не должны застывать в незыблемые догмы. Законотворчество — процесс живой и непрерывный. Ведь совершенству нет предела. Однако любые изменения, по глубокому убеждению Президента, не должны привести к ломке уже устоявшихся и стабильно функционирующих институтов. Во главу угла надлежит ставить принцип обеспечения максимальной реализации гражданами своих избирательных прав. При этом особое внимание необходимо уделять исключению попыток дезорганизации избирательного процесса. Подходы усложнять нужды нет:


— Мы должны исходить из жизни, ставя перед собой вопрос: нам это надо, есть проблемы в этом, какие проблемы?


При этом любой дельный совет, по мнению Президента, лишним не будет:


— Можно присмотреться и к рекомендациям ОБСЕ, выработанным по итогам наблюдения за парламентскими выборами 2012 года. Однако это не означает, что мы согласны со всеми подходами ОБСЕ. Мы же прекрасно понимаем, чего хотят от нас люди из ОБСЕ. Мы это прекрасно знаем, мы уже это на практике пощупали. Поэтому, реагируя на их замечания, а там, естественно, есть нормальные замечания, мы должны видеть и тот подтекст, который стоит за этими предложениями.


Здесь в центре должно стоять понимание, что в Беларуси совершенствуется национальное законодательство исходя из интересов белорусского общества, а не по чьей–то указке:


— Нам следует отбросить все политизированные, надуманные и навязываемые извне установки. Но при этом внимательно проанализировать предложения, которые соответствуют нашим национальным интересам, которые мы можем сегодня принимать.


О конкретных предложениях доложила Председатель ЦИК Лидия Ермошина. Позже она рассказала о них и журналистам. Забегая вперед, скажу, что из всего пакета не нашла однозначного одобрения участников совещания только одна инициатива — наделение правом выдвигать кандидатов в депутаты не только политические партии, но и прочие общественные объединения. Президент на этот счет задавал вполне резонные вопросы:


— У нас что, дефицит выдвижений кандидатами в депутаты? Есть проблемы с тем, что не хватает кандидатов? Хватает, хоть пруд пруди. Так зачем мы тогда вносим подобные предложения? Чтобы кому–то понравиться или вперед забежать?


Не нашли доводов в поддержку этой инициативы и другие выступающие. А свое видение излагали Глава Администрации Президента Андрей Кобяков, Госсекретарь Совета безопасности Леонид Мальцев, министр иностранных дел Владимир Макей, от регионов — председатель Минского облисполкома Борис Батура.


Прочие инициативы особых возражений не нашли. Среди них, например, создание территориальных избиркомов в областях и Минске с переносом сюда представительства партий в качестве наблюдателей с совещательным голосом. А также центра тяжести рассмотрения жалоб на ход избирательного процесса и распределения средств на его организацию.


Еще одна новация — запрет на пропаганду бойкота выборов их непосредственными участниками. То есть кандидатами. И в этом тоже есть своя естественная логика. Если какие–то люди захотят проводить такую кампанию — их дело. Но зарегистрированному кандидату, который, по сути, уже вступил в предвыборную борьбу, с руки рекламировать прежде всего себя, а не срывать процесс. Ведь что получается? Государство тратит на организацию выборов немалые деньги. В том числе оплачивает и выступление кандидатов в СМИ. Ту трибуну, с которой некоторые из них призывают кампанию сорвать. Как–то это неправильно. К тому же исключение таких коллизий — международная практика. О чем, кстати, прямо записано и в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств.


Организация рекламы кандидатов в депутаты тоже нуждается в совершенствовании. По закону им положены бюджетные средства на изготовление агитационных материалов. Но этой возможностью пользуются далеко не все. В итоге есть общая проблема: избиратели зачастую узнают о претендентах на мандаты только в день выборов на участках. Поэтому есть предложение передавать средства избиркомам, а они будут загодя готовить буклеты с информацией о зарегистрированных кандидатах и распространять их среди населения. Такая вот забота. А дополнительные материалы кандидаты могут изготавливать за счет собственных фондов. Их лимиты предлагается увеличить.


Кроме того, предложено ввести запрет баллотироваться одному человеку сразу по нескольким округам. Снизить порог явки при парламентских кампаниях. А также ввести для них принцип определения победителя относительным большинством голосов уже в первом туре. Лишь в округах, по которым идет только один безальтернативный кандидат, вероятно, будет сохранена норма избрания не менее чем половиной участвовавших в выборах избирателей. Возможны некоторые новации и в формировании местных Советов.


Предложенные изменения потребуют подготовки нескольких законопроектов. Президент распорядился завершить эту работу в мае. При этом документы должны быть согласованы со всеми заинтересованными структурами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter