Источник: Знамя юности
Знамя юности

Рекордсменка Беларуси в стрельбе из винтовки Владислава Пронько – о нагрузках, целях и борцовских приемах

Жизнь на мушке

На прошлой неделе Владислава Пронько установила новый рекорд Беларуси в стрельбе из пневматической винтовки с десяти метров. Для 22-летней брестчанки переписывать национальные достижения не впервой: в 2020-м она шесть раз становилась рекордсменкой, причем трижды – в этом же упражнении. Немудрено, что Пронько признали лучшей спортсменкой по итогам прошлого года! Но рекорды – скорее приятный бонус к победам, чем главная цель винтовочницы. Сейчас на прицеле Владиславы – отбор на Олимпийские игры в Токио.



Роман с винтовкой у Владиславы Пронько начался в родном Бресте, когда спортсменка училась в пятом классе. История довольно типичная: на урок физкультуры пришла тренер, предложила школьникам попробовать себя в роли снайперов. Заинтересовала так, что на первое занятие пришел весь класс, но уже на следующий день из него остались только два человека – Владислава и еще одна девочка.

– Наверное, мне стрельба понравилась потому, что я по натуре спокойный человек. Даже в детстве не очень любила бегать и прыгать, как многие дети, – признается девушка. – Но то, что все серьезно, поняла, только когда поступила в училище олимпийского резерва. Окунулась в среду, где меня окружали почти одни спортсмены. Потом выполнила норматив мастера спорта, пришли результаты. Увидела перспективы. В том числе участия не только в республиканских соревнованиях, но и международных.



В Бресте тир, в котором тренируется Владислава, находится прямо за ее домом. Когда спортивный объект строили, ее дедушка все время шутил, что возводят стрельбище именно для внучки. 

– Почему ты, хрупкая девушка, выбрала именно винтовку?

– А пистолет мне и не предлага­ли . Хотя сейчас, когда смотрю на пистолетчиков, немного завидую: у них нет громоздких костюмов, огромных кейсов, тяжелых винтовок. Их вид стрельбы, конечно, тоже сложный, но в бытовом плане ребятам приходится полегче, чем нам.



– Сколько весит твой костюм?

– Точно не скажу, но килограмма четыре наверняка добавляет. Он сделан из очень плотной ткани: бла­годаря ему во время стрельбы можно расслабить мышцы, но при этом контро­лировать свое тело. То есть это своего рода каркас.

– А винтовка на сколько тянет?

– Пневматическая весит пять килограммов, малокалиберная – еще больше. Стоять с оружием в руках тяжело. В основном страдают спина и колени, поэтому мы постоянно закачиваем мышцы. Наши тренировки не ограничиваются работой на огневом рубеже: занимаемся в тренажерном зале, бассейне, ходим в баню и на массаж – без этого никуда. Обычно в неделю есть один выходной, а во все остальные дни проводим по две тренировки.



– График и нагрузки, которые осилит не каждый…

– Мне помогает характер. Думаю, вспыльчивым людям стрельба дается гораздо тяжелее. Здесь ведь нужно уметь отключиться от всего, чтобы не дрогнуть во время выстрела.

– Какие качества самые важные для стрелка?

– Спокойствие, умение контролировать себя, свои мысли и действия, абстрагироваться от происходящего.

– Во время соревнований трибуны поддерживают стрелков, в тире играет музыка. Это не отвлекает?

– Музыка иногда даже помогает, а вот шум трибун, бывает, и сбивает. Во время каждого выстрела у меня идет мысленный разговор с собой, и, если честно, от этого иногда головой устаю сильнее, чем телом.



– О чем обычно этот разговор?

– Каждый выстрел нужно выполнить правильно, по схеме, поэтому стараюсь настроить себя: говорю, что все могу, умею, что обязательно справлюсь. Иногда уделяю внимание деталям. Во время первого этапа Кубка Беларуси, например, для меня самой большой проблемой было расслабить левую руку и плечо, чтобы добиться крепкого хвата рукоятки и плавного спуска, – все время напоминала себе, что нужно это сделать. 

– В стрельбе из винтовки сегодня высокая конкуренция?

– Думаю, что у девушек – самая серьезная, причем не только в Беларуси, но и в Европе, мире. Если говорить о нашей стране, то хороших стрелков немало, так что мне повезло: есть на кого равняться. Девчонки подстегивают своими результатами и не дают расслабляться. 

– Из-за коронавируса уже год соперничество идет только внутри страны – ни на какие международные соревнования выехать не удавалось. Этого не хватает?

– Очень. Последний международный старт у нас был в феврале прошлого года – чемпионат Европы. С тех пор никуда не выезжали. Немного не хватает мотивации. Вроде и есть с кем соревноваться, но в то же время понимаю, что за границей много спорт­сменов высокого класса, с которыми было бы интересно и полезно пострелять. Сейчас должен был проходить чемпионат Европы, но и его в последний момент перенесли. Поэтому ближайшие и пока не отмененные соревнования в нашем календаре – этап Кубка мира в Индии. Очень надеемся, что он состоится. 

– Шансы пробиться на Олимпиаду в Токио еще есть?

– Думаю, да. У нас выросли результаты – они близки к тому уровню, который нужен, чтобы выходить в финал международных соревнований, а там можно бороться за лицензии. У многих спортсменов они уже есть, и, естественно, повторно девушки их завоевать не могут. Поэтому, если, к примеру, в финал выйдут восемь спорт­сменок, имеющих лицензии, пропуск на Олимпиаду получит та, которая покажет девятый результат. То есть чем лучше стрельба и выше результат, тем больше шансов отобраться… Олимпийские игры – моя главная цель, поэтому сейчас все внимание к чемпионату Европы и этапам Кубка мира.



– Как отдыхаешь от стрельбы?

– Обычно провожу время дома – у меня муж, собака, кошка… Встречаемся с друзьями, гуляем, стараюсь находить занятия, чтобы отвлечься. 

– Муж тоже спортсмен?

– Женя раньше занимался борьбой – мы познакомились в училище олимпийского резерва. После армии перешел в любители.

– Стрельба и борьба – кардинально разные виды спорта. Легко находить понимание, когда речь заходит о спорте?

– Поначалу мужу было очень трудно понять, как нужно поддерживать меня. У них в борьбе необходима полная боевая готовность, даже бодрость, поэтому он говорил мне: «Порви их всех!» А мне ведь рвать никого не надо! Мне нужно бороться в первую очередь с собой: когда смогу победить себя, обойду и остальных. У нас и темпераменты разные – супруг  взрывной, я спокойная, так что баланс соблюдается. На примирения, кстати, он идет чаще, чем я.

– Учила его стрелять?

– Он в армии был снайпером, а сейчас в милиции иногда стреляет из пистолета. Заходил ко мне на тренировки, пробовал стрелять – понравилось. Женя меня тоже немножко обучал своим приемам. Так что я не только стрелять умею, но и бросок какой-нибудь сделать могу!


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter