Жизнь на карте?

О проблеме суицидов

Если верить рекламе, которую еще недавно прокручивали по ТВ, то любую жизненную проблему решат карты таро. Не близкие люди, не друзья, не психолог помогут выбраться из кризиса, а карты. Найден новый способ спасения от депрессии? Я не являюсь специалистом в гадании и астрологии и потому не берусь судить об эффективности «магии». Но как человек практичный и приземленный хотела бы, чтоб у нас широко пропагандировалась профессиональная психологическая помощь. Многие рекламные ролики, в том числе и социальные, мы знаем наизусть. Но можете ли вы, не задумываясь, назвать хоть один номер телефона доверия? Куда в тяжкую минуту можно позвонить и поплакаться специалисту–психологу? Разве это не актуально?


В сентябре на Брестчине впервые решили провести месячник по предупреждению суицидов. Главный внештатный психиатр управления здравоохранения Брестского облисполкома Николай Скаскевич не скрывает: «В последние годы медики очень много сделали в плане психологической помощи населению, большую работу мы ведем и по профилактике суицидов. Но, похоже, одних наших усилий уже недостаточно...».


Проблема суицидов существует в любой стране, даже самой развитой. В Японии люди убивают себя из–за нагрузок на работе, в США отмечается рост самоубийств среди военных. А у нас? К сожалению, причины добровольного ухода людей из жизни чаще обсуждаются в узких медицинских кругах. Но не пора ли поменять отношение к теме всего общества? Начать, полагаю, надо с правильного восприятия людей, находящихся в пограничном состоянии. А то ведь как получается. Инфекция — это болезнь, детский насморк — беда, рак — страшное горе, а невроз и шизофрения... Это ж стыд какой! Даже за штампом в водительскую справку некоторые идут к психиатру с оглядкой. А вдруг знакомые увидят.


Но, конечно, уходят из жизни не только психически нездоровые, склонные к суицидам люди. Многие из тех, кто набрасывает на шею веревку, пьет горстями таблетки, стреляется, прыгает с верхних этажей, а иногда вылетает из автомобиля на полном ходу, казались окружающим спокойными и уравновешенными. Почему–то особенно много среди самоубийц трудоспособных зрелых мужчин...


Почему не удалось протянуть им спасительную соломинку?


— У нас в области круглосуточно работают два телефона доверия, один — по определенным часам, — продолжает Николай Скаскевич. — Многим наши психологи помогли.


В этом нет сомнений. Но почему я, например, не знаю ни одного номера? Оказывается, в школах, поликлиниках, больницах эти телефоны висят на стендах на самом видном месте. Но станет ли человек, которого одолевают мрачные мысли, искать такие стенды?


Почему бы не инициировать рекламный ролик, который хотя бы через день в прайм–тайм показывало местное телевидение? Почему бы не написать телефон доверия на бигборде? Глядишь, западет в память и человек в трудную минуту жизни снимет трубку телефона. Эти номера нужно навязывать всеми возможными способами. Или я не права?


На мой взгляд, подключиться к искоренению опасного явления должны все — СМИ, милиция, церковь, работники идеологии. Пока же мой собеседник пожимает плечами и указывает на «низкое межведомственное взаимодействие...».


С ним сложно не согласиться. Посмотрите, сколько сделано для профилактики СПИДа или, например, для предупреждения торговли людьми. В Бресте несколько бигбордов в самых людных местах предупреждают, чем может закончиться поиск работы за рубежом. Такую же информацию я нашла на стенде конторы одного жутко отстающего хозяйства Пружанского района. Участковый повесил. Хотя для этого сельхозпредприятия, где низкая зарплата, было бы актуальнее подумать о другом — как предупредить пьянство и суициды...


Не пора ли взяться за дело серьезно, по–государственному? Лично я против того, чтобы психологическая помощь остро нуждающимся в ней людям отдавалась на откуп гадалкам и вещуньям...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter