Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Сериалы с Анной Шадриной
Всякий уважающий себя журналист, пишущий о телевидении, уже отхлестал заслуженного артиста России Сергея Витальевича Безрукова воображаемой газетой по лицу за «надругательство над светлым образом великого русского поэта Сергея Александровича Есенина» в одноименном сериале. Любопытно, что всего несколько лет назад именно за роль Есенина в спектакле театра им. Ермоловой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» Безруков удостоился Государственной премии. На первый взгляд может показаться, что суть столь серьезного противоречия кроется в пропасти между жанрами, о которой, кстати, так любят говорить не только критики, но и сами артисты. Однако если принять за отправную точку (как поступило большинство газет) оценочные суждения потомков Есенина, выходит, что и спектакль не так уж хорош. Вот что говорит о ермоловском творении жена внука поэта Татьяна Алексеевна Есенина: «Он (Безруков. — Прим. А.Ш.) показал крестьянствующего мальчика, который пьет, матерится, на Айседору кричит: «Дунька!» Мы сказали, что Есенин был другой. Но мы никак не думали, что они (создатели сериала. — Прим. А.Ш.) скатятся до такой пошлости. Оскорбили не только Есенина, оскорбили весь цвет нашей поэзии. Получилась «Бригада» с поэтами». К слову, супруг Татьяны Алексеевны Сергей Владимирович, родной внук поэта, родился через 15 лет после смерти великого предка. И все же если принимать только кровное родство за главный оценочный критерий художественного произведения, получается, что Госпремии в России дают кому ни попадя...

Вряд ли кто–нибудь станет спорить с тем, что Сергей Безруков талантливый актер. Мне как–то не доводилось до сих пор встречать гневной критики по поводу его драматических способностей. Наоборот, говоря о Безрукове, медиа не только отмечают его одаренность, но и упорно формируют образ «хорошего мальчика». Проблема встает, когда «хороший мальчик» берется за роль «плохого». Во времена премьерного показа «Бригады» Безруков был объявлен главным растлителем подрастающего поколения. Мол, из–за него дети играют в убийцу Сашу Белого. Давайте на минуточку задумаемся, виноват ли артист в том, что с одинаковой убедительностью оживляет образ как положительных, так и отрицательных персонажей? Ситуация напоминает мне наше недавнее прошлое, когда актерам, сыгравшим Ленина, нельзя было играть злодеев. И наоборот. Дело, разумеется, не в Сергее Безрукове и не в его папе, сочинившем роман «Есенин», по которому и снят скандальный сериал. Я даже не стану говорить о праве художника на самовыражение. Но напомню, что у каждого социального явления есть экономическая причина. Почему сегодня возможен такой сериал, как «Есенин»? Потому что у кого–то, во–первых, есть свободные деньги на его производство, во–вторых, есть технологии по их «отбиванию». «Серьезные продюсеры» знают, кто интуитивно, кто эмпирически, как направить рекламные потоки в сторону своего кармана. В данном случае зрительский интерес — и, как следствие, возможность «хорошо продать рейтинг» — подогрет с трех сторон. Это и темные пятна в биографии национального героя, и кассовые актеры, занятые в сериале, и шумиха в прессе. Во–вторых, капитал, а проще говоря, «очень большие бабки» могут сегодня убедить любую цензуру, что «так и надо». Расчет в данном случае не подвел. Народ смотрит поголовно, хоть и плюется. А денежки идут себе куда надо. В этом контексте, товарищи, спорить до хрипоты о том, каким на самом деле был Сергей Есенин, можно сколько угодно. Но абсолютно бессмысленно. И даже некорректно по отношению к памяти поэта. Сериал — не учебник по истории и литературе. Его за документ никто и не выдает. Это коммерческий продукт, который, слава Богу, мы еще имеем право потреблять или не потреблять по собственному усмотрению. И если уж мы беремся, решаемся смотреть и критиковать сериал, то давайте, по крайней мере, сами не будем спекулировать на болезненной теме. А будем оценивать суть: художественную форму картины и игру актеров.

Впрочем, есть и более «жесткие мнения» по этому поводу. Мне показалось интересной точка зрения нашего знаменитого кинорежиссера Станислава Говорухина, который сказал в недавнем интервью «Известиям»: «Ну что я смотрю? Посмотрел вот безумную туфту под названием «Есенин». Это болезнь, от которой пора вылечиваться. Пятнадцать лет как открылись архивы, и много мы уже узнали правды, но ведь каждому надо внести свой вклад. И вот началось — Маяковского застрелили, Есенина повесили, Горького отравили, Чайковский педераст, Куликовской битвы не было вообще. Есенин был великий русский поэт, который погиб от алкоголя. Не он единственный, но его жальче всех».

Что ж, с этим трудно поспорить.

Пишите на Anna@sb.by. И до следующей субботы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter