Жизнь любит оптимистов

Осень в стране выдалась жаркая. Если судить по экономическому термометру. Кипит работа на предприятиях, кипит и в министерских кабинетах...
Осень в стране выдалась жаркая. Если судить по экономическому термометру. Кипит работа на предприятиях, кипит и в министерских кабинетах. Завершается год. И вместе с ним уходит в прошлое целый отрезок жизни. Ученые и управленцы от экономики, находясь на «перевалочном пункте», штудируют итоги уходящего пятилетия и строят планы на будущее. И пусть ерничают острословы, что, мол, прогнозы экономистов куда менее точны, чем предсказания синоптиков, — без определенных ориентиров обществу, конечно же, не обойтись.

В фокусе внимания менеджеров и журналистов — программа развития экспорта на 2006 — 2010 гг... Честно говоря, когда кто–то с серьезным видом доказывает, что Беларусь должна быть экспортно–ориентированной, невольно улыбаюсь. А разве можно иначе, друзья? Для маленькой страны наличие крепких позиций на внешних рынках — необходимость. Безусловная. Посему корректнее сразу говорить об объемах, качестве, направлении экспортных потоков.

Данные Минстата гласят: за январь — август с.г. зарубежные потребители приобрели белорусских товаров и услуг на сумму 10,137 млрд. долларов. Это превышает прошлогодние показатели на 17,7 процента. Сальдо внешней торговли сложилось положительное и составило 677,2 млн. долларов. Результат! Однако чтобы выполнить президентское задание и выйти на плюс в 800 миллионов, экспортерам надо поднажать. Заместитель Премьер–министра Андрей Кобяков недавно заявил, что цель вполне достижима: «Практика прошлых лет показывает, что во втором полугодии удавалось добавлять в экспорте от 20 до 30 процентов. В текущем году это также возможно и требуется повторить...»

По словам А.Кобякова, за январь — сентябрь нынешнего года во внешнеэкономической деятельности сохранились позитивные тенденции. Обусловлены они увеличением стоимостных объемов экспорта товаров, которые устойчиво пользуются спросом на внешних рынках и конкурентоспособны. Это нефтепродукты, калийные удобрения, изделия металлургии, автомобили и тракторы, а также многие продовольственные продукты.

Таковы сегодня наши козыри в глобальной товарной игре. Программа развития экспорта, утвержденная постановлением Совмина N 1081, рассчитывает добавить к ним целый ассортимент новых. Ставки делаются на интеллект. Как заявлял министр иностранных дел Сергей Мартынов, «...к 2010 году в структуре экспорта Беларуси доля наукоемкой продукции, энерго– и ресурсосберегающих технологий возрастет с 19 до 37 процентов». Прерогатива за фармацевтическими товарами, научными приборами и инструментами, микроэлектроникой.

Кроме того, планируется создать мощную сферу услуг, наличие которой для построения высокоразвитого государства имеет такое же значение, как наличие цемента для заводской стройки (напомним, в Японии и странах Запада в секторе услуг занято почти две трети населения). По мнению руководителя Института экономики НАН Беларуси академика Петра Никитенко, в новой пятилетке необходимо использовать богатые резервы экспорта туристических услуг, образовательных, телекоммуникационных, а также экспорта товаров медиа–рынка. Академик Никитенко считает, что при благоприятной конъюнктуре Беларусь к 2010 году может увеличить экспорт услуг до 2,8 млрд. долларов. При условии, что участники сектора проявят активность.

Что касается географии наших торговых связей, то она нынче — и это отмечают экономисты самых разных политических пристрастий — как никогда сбалансирована. Марш–бросок в страны Евросоюза увенчался диверсификацией рынков. По итогам января — июля из общего объема экспорта Беларуси на долю России пришлось 36 процентов, остальных стран СНГ — 8,2, стран ЕС — 43,9 процента. В программе развития, как рассказал мне Петр Никитенко, стоит задача увеличить процент поставок на европейский рынок до 47. Задача, заметим, амбициозная. Тем более что там придется конкурировать не только с качеством местных товаров, но и с ценой огромного массива китайских. Хотя...

На мировом рынке, как на боксерском ринге, сильных уважают, слабых бьют. Прислушайтесь к риторике государственных экономистов и услышите в их речах боевой настрой: «конкурентная разведка», «агрессивная маркетинговая политика», «экспансия на внешние рынки», «комплексная модернизация»... Этот арсенал средств и должен усилить наших экспортеров. Некоторые уже взялись за дело. Подавая пример другим. К примеру, на прошлой неделе генеральный директор жлобинского БМЗ Николай Андрианов «заявил» журналистам долгосрочную программу развития предприятия. По намеченному плану один из лидеров в команде Министерства промышленности, Белорусский металлургический завод (85 процентов продукции которого отправляется за рубеж), к 2025 году поднимет объем производства с 1 млрд. до 4,5 — 5 (!) млрд. долларов.

По словам Андрианова, в ближайшие 3 — 4 года в развитие основных производств будет инвестировано 300 — 350 млн. долларов. Львиная доля направится на развитие метизного производства, реконструкцию плавильных печей, машин разливки и прокатных станов. Реализация проектов по метизному производству, по данным гендиректора, позволит уже в этом году увеличить его мощность на 13,4 процента — до 211 тысяч тонн в год...

Но поднимемся вновь на макроуровень. Что там видно? Два сценария: один базовый, другой — оптимистический. По первому экспорт к 2010 г. возрастет в 1,55 раза, по второму — в 1,8. Какой из них окажется ближе к истине, во многом зависит от нас, а во многом — и не зависит вовсе. Мировая конъюнктура — субстанция почти неуправляемая. Но, знаете, жизнь любит оптимистов.

Пишите на econom_class@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter