Жизнь коротка, а искусство? Вечно

Проблема «отцов и детей» на театральных подмостках
Проблема «отцов и детей» на театральных подмостках

В конце сезона труппу музыкального театра постигла серия кадровых пертурбаций. Солистам, заслуженным артистам, составлявшим многие годы костяк и основу коллектива, было предложено перейти на договоры подряда, после чего количество их выступлений, естественно, значительно сократилось. Мэтры не скрывают обиды, хотя лишь двое из них отказались продлить творческие отношения с театром, окончательно и бесповоротно расторгнув контракт. Остальные приняли условия, предложенные директором театра Алексеем Исаевым.

Вопрос выхода на пенсию всегда был и остается чрезвычайно болезненным. Особенно если это касается людей искусства, долгие годы беззаветно отдававших почтенной публике энергию, темперамент, эмоции и не мыслящих себя вне сцены. Скажем, всемирно известный тенор Лучано Паваротти после 70 лет уменьшил количество концертных выступлений. Посчитав, видимо, что возраст уже не тот и позволительно иной раз взять и музыкальную паузу. Кто станет ему перечить, если график гастролей маэстро составляет сам? Иная ситуация складывается в государственных творческих коллективах: когда отправиться на заслуженный отдых, подсказывает часто официальный приказ. Выступать третейским судьей в таком щепетильном вопросе — занятие, конечно, неблагородное и неблагодарное. Мы можем лишь привести мнения участников этой «кадровой» истории.

Директор и художественный руководитель театра заслуженный артист Беларуси Алексей Исаев:

— Буква закона соблюдена. Контракт у этих исполнителей истек как по выслуге лет, так и по возрасту. Но я же не выгнал людей на улицу, а предложил работу по договорам подряда, они будут выходить на сцену, хотя и значительно реже. Но если бы не отправил на пенсию пожилых, у меня не было бы возможности взять молодых: например, выпускника консерватории Сергея Сутько. С началом нового сезона берем еще Екатерину Пасечниченко.

— Однако для исполнения характерных ролей требуются и возрастные солисты...

— Музыкальный театр — не драматический, где можно говорить шепотом и вас услышат в полной тишине. Здесь надо петь, танцевать, крутиться, излучать эмоции. Вокальные данные должны быть на высшем уровне. В драматических театрах артисты не так «изношены». Да, на сцене существуют два поколения: отцы и дети. Но если «детям» до 30, то почему «отцам» должно быть под 70? За рубежом когда–то были проведены исследования: у солистов оперы измеряли давление. В начале спектакля оно было высоким, во время кульминационного момента — высочайшим, с таким не живут, а к норме приближалось лишь спустя несколько часов. Нужно бережно относиться к своему здоровью в солидном возрасте.

— Должно быть, ваши решения продиктованы и другими обстоятельствами?

— Разумеется, и экономической выгодой. Многие действующие артисты молодого и среднего поколений не вырабатывают норму и недополучают деньги. Представителям старшего поколения, кроме пенсии, назначены, как мастерам сцены, персональная надбавка, премии. Скажем, при норме выработки 14 — 18 спектаклей большинство артистов работает от 1 до 8 раз. У народной артистки Натальи Гайды 4 спектакля в месяц, и я не могу загрузить ее, как и других, более молодых актрис.

— А есть ли среди творческих сотрудников уволенные по статье?

— Заслуженный артист республики Виктор Баженов уволен за прогулы. Также весной расстались мы и с 4 артистами балета. Еще до истечения срока действия контракта они собрались на гастроли за границу. Просили подписать разрешение на выезд, но как я могу сделать это, если человек мне и самому нужен? Хотя, скажем прямо, зарплаты у нас не очень высокие. Но ребята уехали без разрешения, и я был вынужден пойти на крайние меры.

У солистов оперетты своя точка зрения на сложившуюся ситуацию. Правда, выражают они ее крайне сдержанно. Народная артистка Беларуси Наталья Гайда ответила предельно кратко: «Мне бы не хотелось давать никаких интервью по этому поводу. Ситуации разные бывают, и как разрешить их, решают те, кто назначает и снимает директоров. Конфликты в театре всегда есть».

А вот что говорит заслуженный артист Беларуси Арнольд Ранцанц:

— Конечно, юридически все правильно, но психологически и морально... В штате я с 1979 года. Наше поколение начинало строить театр, он буквально выстрадан нами. Но сейчас вокалисты с солидным стажем уволены, мы больше не в штате. До последнего времени у меня в среднем было 15 — 16 спектаклей в месяц, теперь их только 2 — 3. Я почти не востребован, хотя нахожусь в хорошей творческой и физической форме. А на возрастные роли взяли молодых ребят, чтобы играли старичков. Есть среди них даже артисты хора и балета, не имеющие специального образования. За последнее время произошла катастрофическая утечка кадров. Ушли главный дирижер Александр Сосновский и балетмейстер заслуженная артистка России Нина Дьяченко, а также молодой талантливый режиссер–постановщик Анастасия Гриненко, удостоенная «Золотого Витязя» за детский мюзикл «Буратино».

Безусловно, для всех без исключения артистов театр — это дом... где рано или поздно разбиваются сердца. Вспомним, по случаю, громкий скандал в Большом театре, когда главный балетмейстер Юрий Григорович принял драматичное решение — уволил всех звезд–пенсионеров: Владимира Васильева, Михаила Лавровского, Нину Тимофееву, Майю Плисецкую и даже собственную жену — Наталью Бессмертнову. Памятное кадровое решение Григоровича еще в конце 80–х вызвало публичный шок, и уволенные именитые артисты балета объявили властному балетмейстеру войну. Тогда они добились ухода Григоровича из Большого. Хотя позже многие критики утверждали, что при Григоровиче труппа Большого буквально расцвела, обрела небывалую свежесть и задор в постановках и много гастролировала за рубежом. Пока рано судить, какие качественные изменения постигнут труппу музыкального театра после череды увольнений, но линия Александра Исаева четко прослеживается: сцена — это удел молодых артистов. Что ж, счастливого плавания...

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter