Жизнь — копейка

Почему при «автогражданке» выплаты за разбитый автомобиль и за искореженную жизнь равны

Жизнь бесценна. Утверждение не вызывает сомнения с философской, моральной да и любой другой абстрактной точки зрения. Но живем-то мы в презренной материальной действительности, в которой многое, если не все, измеряется конкретными цифрами. А ценности так или иначе регулируются понятиями «больше — меньше», «дороже — дешевле». Открываешь полис «автогражданки» и сразу ощущаешь неприятный привкус дешевизны своего бренного бытия. Ибо страховщик приравнял мою жизнь и здоровье к «железяке». Предельное возмещение по имуществу — 10 тысяч евро, и при риске потери здоровья значится та же самая сумма. Независимо от полученных травм в ДТП. Даже если смертельный исход наступит. Такой вот совсем не гуманный подход. 


Фото Gov.cap.ru


Вроде бы количество аварий в стране снижается, но иногда на дороге видишь жуткие вещи: покореженный металл, зажатые в машинах люди, неестественные позы, кровь… После таких очевидных свидетельств несколько дней потом по дороге плетешься, боясь излишне прижать педаль газа. Можно соблюдать правила, не превышать скорость, скрупулезно вписываться в разметку… Но где-то же есть и лихачи, и выпившие водители, и просто недалекие люди, которые путают газ с тормозом. Древнее правило водителей «дай дураку дорогу» действует не всегда. Конечно, уступлю, подвинусь, вообще во дворе спрячусь. Если бы только знать, на каком перекрестке потенциальный убийца окажется. Увы, их только прав лишают, но мигалки с «ревунами» не раздают, чтобы видно и слышно было за версту. 

Не зарекайся от тюрьмы, сумы и аварии. Дорога непредсказуема. От неприятностей никто не застрахован. К сожалению, не в переносном смысле, а в самом что ни на есть прямом. И вот парадокс: «железу» повезло больше, чем водителям и пассажирам из плоти и крови. На ремонт фар, багажника, крыльев по полису «автогражданки» без особых проволочек получишь деньги. И страхового возмещения худо-бедно хватает на ремонт машины. По крайней мере, среднестатистической. Сохранность эксклюзивных «Бентли», «Мазерати» и других «жемчужин» автопрома — отдельная история. 

Многие водители одушевляют своих «ласточек», но, какую отеческую нежность ни вложи в машину, она все равно останется набором запчастей из прессованного железа и пластика. Жалко, если покорежат. Но не смертельно. В конце концов, можно новую купить. А если здоровье, не дай бог, подпортится из-за аварии? В прошлом году около 3,5 тысячи человек пострадали в авариях, более 500 — погибли. И страховой полис — слабое утешение. Что по «автогражданке» могут выплатить? Возместить стоимость таблеток по предъявленным чекам? Оплатить похороны и памятник? А моральный ущерб, а другие издержки, связанные с травмой? Даже поломанная нога на несколько недель превращает человека в калеку. 

Увы, так уж устроена наша «автогражданка»: она ориентируется на железо. Человеческий фактор — по экономному и остаточному принципу. И страховщики ничего особенно сделать не могут: все условия прописаны в законодательстве. Его не мешало бы подправить, не раз и не два этот вопрос поднимался, но затихал под давлением металлического аргумента: если увеличивать выплаты и компенсации по здоровью, придется повышать и страховой тариф. А «автогражданка» считается социальным продуктом. Ведь за рулем ездят и пенсионеры, и малоимущие. Но речь-то ведь идет о здоровье и жизни! 

Впрочем, уместны ли разговоры о деньгах? Даже если накинуть на цену полиса доллар в месяц, то, учитывая парк машин более 3 миллионов, на каждого пострадавшего у страховщиков появится дополнительный лимит по выплатам около 10 тысяч долларов. Это уже ощутимо. А для водителя два рубля — не деньги. Так, полтора литра топлива. Даже не о чем говорить. В некоторых странах Европы страховые выплаты по жизни и здоровью вообще не имеют ограничений либо порог измеряется миллионами евро. И пострадавших в ДТП не только лечат, им возмещают и все издержки. В том числе и моральные. А родственникам погибших выплачивают компенсации годами по потере кормильца. Причем ориентируются на зарплату погибшего: если он хорошо зарабатывал, то ежемесячные выплаты могут исчисляться десятками тысяч евро. 

Гуманизм начинается тогда, когда начинаем ценить жизнь и здоровье. Не только в высокопарных сентенциях, но и в денежном эквиваленте. У нас пока цена им — копейки. По крайней мере, исходя из стоимости и выплат по «автогражданке». 

volchkovvv@mail.ru

Версия для печати
Вертикаль
Когда дело касается больших и очень больших денег, то законы не действуют. "Если ты должен банку 100 рублей, то это твои проблемы. Если долг 100.000 рублей, то это проблемы банка". Как то я спрсил у страховых агентов: "А могу я на деньги полученные от аварии купить такой же автомобиль на котором ездил, с тем же возрастом и пробегом"? Мне ответили что в лучшем случае половину от него. Про здоровье я уже промолчу, ведь оцениваются только механические травмы, а не бессонные ночи с жуткой болью сломанных костей и спиц в конечностях .
пенсионер, за 60, Россия
К сожалению, я не знаю как действует обязательное страхование в Белоруссии. В России ОСАГО предусматривает выплаты на восстановление автомобиля после аварии в случае твоей невиновности. Наш ведущий страхователь ГОССТРАХ, по своей инициативе к ОСАГО привязывает страхование здоровья. Уже не раз автолюбители обращались в суды об отмене этой навязанной услуги. И есть соответствующие решения. Автолюбители идут к другим страховщикам, тем более, что по всей стране действуют единые нормативы по ОСАГО. Но, еще раз обращаю внимание, российские автолюбители добровольно отказываются от страхования жизни и здоровья. Стоимость полиса и так очень высокая.  
Особое мнение
Печально конечно, но мы живем в мире товарных отношений. Надо страховать жизнь отдельно от автомобиля, если хочешь получить больше. Но это все следствие. Почему люди гибнут на дороге или становятся инвалидами на всю жизнь в таких колличествах, как на войне? Потому что отсутствует должный контроль за соблюдением правил дорожного движения. Что мешает разместить, к примеру в Минске, две сотни ящиков для камер на дорогах и размещать в них полсотни камер (если на все камеры денег нет) по скользящему графику? Сколько можно создать рабочих мест по дистанционному оперативному контролю за движением транспорта? Эта работа в кратчайшие сроки станет самаокупаемой и еще значительно пополнит бюджет города. Но главный выйгрыш - жизнь человека и повышение культуры поведения на дороге. Почему это не делается? Да потому что не те люди за это отвечают. Нет у них ни идей, ни ответственности за свою работу. Кадры решают все, но об этом надо думать, а думать некому.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?