Жизнь как награда

Война ворвалась в юность Виктора Колокольникова осколком снаряда, влетевшего на рассвете в окно комнаты. Через все лихолетье парень пронес его как талисман.

Война ворвалась в юность Виктора Колокольникова осколком снаряда, влетевшего на рассвете в окно комнаты. Через все лихолетье парень пронес его как талисман.

От смерти спас учитель

18 июня староста класса, потомственный донской казак,  красавец Виктор Колокольников радовался с одноклассниками окончанию школы. А на рассвете 22 июня тишину их города Бельск-Подляски взорвали фашистские бомбардировщики. Уже на второй день войны этот населенный пункт, который после войны стал территорией Польши, заняли немцы. В оккупированном фашистами городе Виктор, сын офицера Красной Армии, остался один, отрезанный от семьи. Его отца за год до начала войны перевели по службе в Полоцк, сын же остался, чтобы окончить школу.

— Уже вскоре стало понятным, что эта война не обойдется малой кровью, как поначалу казалось. Нам, восемнадцатилетним пацанам, самим довелось тогда решать, где воевать и как воевать, призывать ведь в армию в оккупированном городе нас было некому. Вступили в подпольную антифашистскую организацию, которую возглавлял 26-летний парень, обращались мы к нашему командиру по имени — Шура. Помогали партизанам как могли: собирали оружие и боеприпасы в местах прошедших боев, по надежно спрятанному радиоприемнику принимали сводки с фронтов, тиражировали их на печатной машинке и распространяли в городе. А в мае 1942 года над нами нависла угроза ареста, — рассказывает ветеран, сохранивший в памяти до деталей хронологию военных событий.

От смерти Виктора спас тогда бывший школьный учитель немецкого языка, которого фашисты вынудили работать переводчиком в СД. Он увидел в списке подозреваемых подпольщиков фамилию Колокольников и сумел предупредить об опасности.

— В 12 часов ночи я ушел к партизанам в Беловежскую пущу, в отряд имени Георгия Димитрова, который действовал в составе партизанской бригады Пономаренко, а в 6 часов утра в мой дом пришли фашисты, — рассказывает Виктор Тимофеевич.

Еще раз за годы войны ему придется столкнуться со смертью лицом к лицу. Смелый паренек за чужие спины в бою не прятался: дед — донской казак, воевал под Сморгонью в Первую мировую, отец — офицер Красной Армии, и ему трусом не быть. Вскоре 19-летнего бойца Колокольникова назначают командиром диверсионной группы, которая показала фашистам, что значит партизанская война. Один только пущенный ею под откос вблизи Ивацевичей немецкий эшелон с живой силой чего стоит! В январе 1943-го двадцатилетнего Виктора Колокольникова уполномочили быть политруком партизанской роты. К слову, на ее счету 22 уничтоженных вражеских эшелона.

— За глаза бывалые партизаны по-отечески, подчеркивая юный возраст, меня называли “политручок”. Я, конечно, знал об этом, и не обижался. Зато в бою разницы в возрасте между нами не чувствовалось, — вспоминает о тех днях ветеран.

Острая боль

— Война меняет человека, делая кого-то лучше, кого-то хуже, чем он был. С войны никто не возвращается таким, каким он туда ушел, — говорит Виктор Тимофеевич. — У войны страшная логика: или ты убьешь врага, или враг тебя. Но есть вещи, которые не поддаются человеческому осознанию. У меня до сих пор перед глазами стоит ребенок, тело которого мы достали из колодца в уничтоженной карателями деревне. Выжившие очевидцы рассказывали, что фашист сначала размозжил ему голову о сруб, затем еще живого бросил в воду. Кто мне ответит, при чем тут ребенок? — даже спустя мирные десятилетия ветеран не может выбросить из памяти воспоминания об увиденном зверином обличье захватчиков. — До боли обидно, когда сегодня фальсифицируют историю, когда умаляют роль партизан в Великой Отечественной. Партизанское движение в Беларуси не имеет равных, я это говорю с полной ответственностью. Только вдуматься: 374 тысячи человек находились в партизанских отрядах, 70 тысяч были подпольщиками. Это ведь целый фронт! Доподлинно известно, что партизаны уничтожили около 500 тысяч фашистов, в том числе более 50 генералов, пустили под откос свыше 11 тысяч эшелонов. Когда освободили Беларусь, 186 тысяч партизан ушли на фронт. Никто не имеет права сегодня “приписывать” истинному партизанскому движению славу лжепартизанских отрядов, которые формировались из бандитов и нацистов, на совести которых издевательства над людьми, мародерство. В августе 1942-го мы расстреляли 18 таких лжепартизан, — взволнованно говорит ветеран.

Проверка на прочность

Для Виктора Колокольникова война окончилась в 1952 году. Только тогда он сдал свое оружие, ведь все это время на Гродненщине шла борьба с бандами. Юный политрук после войны стал председателем Василишковского райисполкома. Столь высокий пост он осознанно сменит на должность председателя одного из самых отстающих местных колхозов, чтобы поднять его на ноги. Узнав об этом, Петр Машеров лично отправит Колокольникова руководить еще одним районом — Порозовским. И за военную юность, и за мирный труд Виктор Колокольников был удостоен многих наград. Он кавалер орденов Великой Отечественной войны 2-й степени и “Знак Почета”, многих медалей, обладатель трех Почетных грамот Верховного Совета БССР. Его имя занесено в Книгу Славы Гродно. В послевоенной жизни Виктора Тимофеевича было много ответственных постов, в том числе партийных. А через пекло войны он пронесет тот осколок снаряда, влетевший в окно квартиры и расколовший юношескую мечту стать ученым. Поэтому Колокольников работал и заочно учился сначала на истфаке БГУ, затем в аспирантуре института философии Академии наук БССР. Защитил кандидатскую диссертацию и 20 лет руководил кафедрой философии в Гродненском мединституте.

Крепкий тыл

Еще в разговоре по телефону Виктор Тимофеевич сказал, что рассказа о нем не получится, если не будет присутствовать в его биографии супруга Евдокия Филипповна. Я поняла почему, когда побывала дома у Колокольниковых. Отсчет семейной жизни этой удивительной пары идет с первого послевоенного года. Супруги Колокольниковы собираются отпраздновать в этом году 68-ю годовщину свадьбы! Смотришь на них, слушаешь, как бережно общаются друг с другом, и понимаешь, что сильное и светлое чувство любви эта пара, словно хрупкую чашу, сумела пронести и не расплескать через всю долгую жизнь.

— Любой человек сочетает в себе массу достоинств и недостатков, самое главное в семье — умение терпеть недостатки и ценить достоинства, — философски замечает на этот счет Виктор Тимофеевич. А потом показывает мне, словно самое дорогое сокровище, фотографию, где они молодые и такие красивые.

— До сих пор не пойму, почему Евдокия за меня замуж вышла, ведь столько именитых ухажеров за ней увивалось! У нее, сибирячки, был на то время диплом Новосибирского экономического университета, а у меня только 10 классов за плечами, ни профессии, ни образования, — шутит ветеран.

— Ну надо же было мне из всех своего выбрать, — в тон ему отвечает супруга.

Так и идет по жизни эта пара рука об руку. Вырастили двух достойных дочерей. Старшая по образованию биолог, младшая физик. Черпают мудрость и тепло отношений у бабушки с дедушкой три внучки и три правнука.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter